UPD:
Это очень редкое состояние, самое частое из ошибочно диагностируемых, когда за высокую капху принимают другие проявления организма.
Вата-Капха соединяют в себе слабость Ваты и ленивость Капхи, поэтому их характеризует недостаток энергии, мотиваций, азарта и энтузиазма. Они ленивы и пассивны, соглашаются со всем, что им говорят, но у них нет сил и желания что-либо предпринимать. Ведут себя как хамелионы, легко принимают вид, который вы ожидаете от них, лишь бы вы от них отстали. Они неустойчивы в эмоциональном плане, их легко встревожить и испугать. Суждения их часто далеки от реальности, и их может занести в неподходящее общение или эмоциональную зависимость. Положительные черты Ваты-Капхи – они чувствительные, застенчивые и легко приспосабливающиеся. Они артистичны, творческие, имеют хорошее воображение. Они неагрессивны, и во всем бедах винят только себя. Они немного наивны и должны научиться больше разбираться в людях и мотивах их поступков. Также Вата-Капха может легко попасть под чужой контроль. Для преодоления этого они должны быть более самоуверенными и должны побороть свои опасения и страхи.
Вата-Капха самый сложный тип, поскольку соединяет в себе противоположности и трудно поддается балансировке. Мы уже знаем, что подобное усиливается подобным, и уменьшается противоположным. Но у Ваты-Капхи это работает плохо. Чтобы понизить высокую Вату, рекомендуется повысить противоположные свойства (т.е. Капху), которая и без того высокая. Выход здесь один – начинать повышать малоактивную Дошу – Питту, и тогда Вата и Капха соответственно понизятся. Т.е. им надо добавить огня Питты в любом его виде. Это – употребление в больших количествах специй (практически всех), наружное согревание (баня), более эмоциональные отношения и стимулирование себя к более активному образу жизни.
Вообще, большинство болезней происходит от повышения Ваты, поэтому начинать надо именно с нее – строгая анти-Вата диета, промасливание организма изнутри приемом топленного масла. Еда должна быть горячая и маслянистая (все что можно, готовится в большом количестве топленного масла). Очень помогает понизить Вату массаж или самомассаж с кунжутным маслом (Sesame Oil). Идеально делать это как можно чаще, массируя все тело (или как получится при самомассаже) не менее 10 минут, потом надеть какую-нибудь старую пижаму, и заняться чем нибудь, типа чтения, в течение 1 часа. Потом принять максимально горячую ванну 20-30 мин. Мыло не использовать, так как масло в горячей воде будет работать как мыло, да и задача была – промаслить организм, а не высушить его. Для этих процедур лучше всего припасти старые полотенца и пижамы, процедура немного жирноватая.
Подбор Асан должен производится очень тщательно. Асаны должны быть согревающими, в меру возбуждающими, но эту меру трудно вычислить. Вата может чересчур перевозбудиться. Отлично приводит в баланс Пранайама (дыхательные упражнения) и Медитация. Они нормализуют энергопотоки организма, благотворно влияя на весь организм в целом.
Посты по теме:
Доши (возраст, периоды, сезоны)
Я определил свою конституцию-2
Пракрити или Тридоша – к чему стремиться?
Сама и Нирама (доши с амой и без амы)
Прана, оджас, теджас – духовные двойники дош
Наследство от родителей и выбор партнёра
Запись на консультацию по здоровому образу жизни в соответствии с аюрведой производится на странице «Консультации».
7 июля 2010 г. в 14:56 -
Суппер!Характеристика в точку!
18 августа 2010 г. в 13:33 -
Скажите, а если тесты показывают, что преобладающая Доша Вата, а две другие Доши почти по-ровну, но Капха чуть брльше. Это значит, что человек Вата-Капха?
18 августа 2010 г. в 18:11 -
Если это все почти поровну и чуть-чуть, то можно считать, что все 3 Доши более-или менее в балансе. Смотреть надо на то, какая Доша проявляется на физическом уровне своими болезнями.
18 декабря 2010 г. в 8:49 -
Мне, в отличие от Кристины. не так радостно от такой характеристики. Цитата: “Для преодоления этого они должны быть более самоуверенными и должны побороть свои опасения и страхи” – как это сделать? Есть ли какие-то конкретные техники? Вообще, такая конституция – это обреченность или есть шанс?
18 декабря 2010 г. в 11:27 -
Техники – это аффирмации в обычном состоянии. Если работает не в той степени, которой Вам хотелось бы – под гипнозом все это хорошо убирается, так как там отключается сознание и приказ направляется прямо в подсознание. А при обычном состоянии словомешалка не дает возможости это сделать.
Но это уже не из области Аюрведы. А почему я так уверенно об этом говорю – я ассистирую мужу при сеансах лечебного гипноза. И убирание неуверенностей и страхов – самое легкое, что бывает.
“конституция – это обреченность или есть шанс?” – ну не то, что обреченность, а факт судьбы. Немного можно поменять, но не кардинально. Просто Вы должны помнить, что у Вас по природе существует это и это. И иногда сознательно или приземлять себя (при разгулявшейся Вате) или давать себе пинка (при увеличивающейся Капхе).
19 декабря 2010 г. в 4:58 -
Спасибо!
8 апреля 2011 г. в 8:37 -
СКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, а если по тесту у меня 118 вата, 70- питта, 79 – капха, то какой у меня тип?
9 апреля 2011 г. в 8:00 -
Я не имею права ставить диагнозы на расстоянии по тестам, которых я не знаю.
Наш блог – только для общих знаний, а не для самостоятельных диагностик.
Почитайте пост “Я определил свою конституцию!”:
При прохождении разных тестов на разных интернетовских сайтах у Вас будут разные цифры. Нужно смотреть на симптомы – какая Доша проявляется на физическом уровне.
12 июля 2011 г. в 3:41 -
Добрый день, возможно, Вы сможете мне помочь разобраться с одним вопросом, так как имеете большой опыт и интерес к аюрведе. Я отношу себя к обсуждаемому конституциональному типу и сейчас у меня видимо развился очень сильный вата-дисбаланс. За несколько месяцев и без того сухая кожа стала просто иссушенной как пергамент, появилось очень много пигментных пятен. К сожалению, пройти курс аюрведической терапии в московских центрах аюрведы для меня сейчас дороговато, хочу попробовать сделать что-то сама. Читала об эффективности внутреннего промасливания, но не знаю провильной технологии: в каком виде, количестве и частоте принимать топленое масло? Нужно ли его предварительно разогревать до жидкого состояния, или же есть прямо ложкой? Добавлять ли в него какието-то травы или приправы? Помогите, пожалуйста, разобраться7
12 июля 2011 г. в 7:31 -
Вата – это холод и сухость. Судя по излишней сухости, у Вас вышла из баланса именно эта оставляющая. Все специи для Ваты согревают, но одновременно и подсущивают. Поэтому их надо применять в небольшом количестве. Как и мед (тоже сушит).
А вот промасливание, как чуть ли не каждодневное наружное, так и внутреннее должно быть в изобилии. Гхи добавляюйте во всю приготовленную пищу. Особенно хорошо вмешиваются 2-3 ст. ложки в утреннюю кашу. Когда привыкните к вкусу, можете есть ложками и пить в жидком виде. Те люди-Ваты, которые открыли для себя Гхи, начинают его есть банками и говорят, что это имено то, чего им не хватало и хотелось.
В аюрведических клиника масло дают по увеличивающейся и доводят до 0.5 литра в день (в жидком состоянии), довольно длительное время.
Как-то показывали 100-летнего индуса, который говорил, что его еда на день – это 1 кг Гхи и много молока. И все. Жив-здоров. (правда, очень сухой. Типичная Ватта).
Так что, много масла не бывает. Следите за своими ощущениями. Самое плохое – вас вырвет. Но рвота – тоже очистительная процедура, так что не страшно.
17 августа 2011 г. в 9:11 -
Добрый день, пожалуйста посоветуйте что можно сделать в ситуации сильного дисбаланса и ваты, и капхи. Со стороны ваты – иссушенность суставов, ввлоть до применения протезов синовиальной жидкости, со стороны капхи – заложено ухо на протяжении года. Для меня решение такого состояния – загадка: промасливание приводит к увеличению тарпаки, голодание приводит к большему иссушению. Пожалуйста подскажите что можно сделать или куда можно обратиться. Я пробовал клинику аюрведы “индийская семейная клиника”, но там мне не помогли. Помогите пожалуйста.
17 августа 2011 г. в 11:00 -
В такой ситуации всегда я первую очередь понижают Вату, так как она является “виновником” большинства неполадок в организме. А потом на фоне сбалансированной Ваты принимаются за 2 Дошу.
Заложенность уха не обязательно может быть связано с Капхой. Это может быть психосоматическое состояное – типа, человек не хочет слышать, что до него пытаются донести. Вот ухо и закладывает. Довольно распостраненное явление.
Так же – болезни бывают излечимые и неизлечимые:
и – кармические:
Аюрведа не все может вылечить. А если и может – то это длительный процесс следования жесткому режиму.
Не отчаивайтесь!
18 февраля 2012 г. в 7:28 -
Здравствуйте!!! Как-то пессимистично выглядит описание такого типа конституции..Хочется думать, что в нем есть больше положительных качеств))) Подскажите, пожалуйста, где можно более подробно почитать про ватту-капху и способы уравновешивания. Спасибо!
18 февраля 2012 г. в 8:51 -
Положительные качества есть всегда!:)
А конституция – это факт судьбы.
Не могу назвать вам источник, где бы Вы могли найти подробный ответ. По аюрведе написаны трактаты. В продаже книги – научно-полулярные (в большинстве – для “домохозяек”).
Сайты , типа моего – это сайты специалистов, показывающие свое присутствие и знание, но никакой задачи лечить по информации на сайте нет. Общие сведеия. Так что – собирайте по крупицам.
23 мая 2012 г. в 3:23 -
Спасибо, Лина, за хорошую характеристику, в которой я узнаю себя. Но самое понравившееся мне выражение — про необходимость приземлять разгулявшуюся Вату и давать пинка расплывающейся Капхе. Это суть сентенция для тех, кто знает, как влиять на ту или другую дошу.
А вот рекомендации на счет употребления литров топленого масла меня удивляют. С побочными следствиями такой неумеренности я знаком на собственном опыте, когда еще не обладал более тонким чувствованием и большим контролем своих привычек. Этой неумеренности сопутствовали очень необычные симптомы, никем не объяснимые (что-то на вроде неприятного запаха-вкуса в области носоглотки). По крайней мере, я связываю это именно с избытком масла в рационе.
Сейчас же мне достаточно столовой ложки гхи с утренней кашей — и все. Это не считая растительных масел с другими приемами пищи. Вполне возможно, что чистой Вате требуется больше.
Ну и о сочетаниях, на мой взгляд, не следует забывать. По-моему, это одно из тех мест, где слаба Аюрведа. (Помимо этого, нельзя не заметить, что в своих рекомендациях она ориентируется почти только на один индийский тип человека, в корне отличный от нашего, европейского типа).
Добавляя масло в каждое съедаемое блюдо (а не только с крахмалами или зелеными салатами, как это было бы правильнее), человек, на мой взгляд, усложняет работу своего пищеварительного огня (говоря на языке аюрведы). С точки зрения современной физиологии это можно объяснить тем, что каждому виду пищи (деля ее на белки/жиры/углеводы) необходим особой пищеварительный сок; когда же совмещается несовместимое — в организме берут начало нездоровые процессы.
Прошу простить за многословность. Я, пожалуй, увлекся и частично изложил собственный взгляд на питание. Блог-то — только об аюрведе.
Спасибо за ценные заметки!
23 мая 2012 г. в 15:29 -
“ориентируется почти только на один индийский тип человека, в корне отличный от нашего, европейского типа” – древние трактаты – да, конечно.
А современные авторы, которых основная масса народа и читает и в печатном и в электронном виде, давно все адаптировали, и местные травы и местную еду (по аналогиям). Так что – Аюрведа работает не только для индусов.
Про Гхи и еду – Аюрведа не оперирует такими понятиями, как жиры, углеводы, белки, раздельное питание. Это – из других «течений».
«А вот рекомендации на счёт употребления литров топлёного масла меня удивляют» – уберу из поста (от греха подальше). Я и так уже – не добавляю, а убираю информацию с сайта, чтобы все не «лечились» и не забрасывали меня вопросами.
Конечно, при обычном питании речь не идёт о литрах масла. Только при промасливании с лечебной целью. И в эти случаях грамм 70-100 за один раз – очень нормально проходит (доза доводится начиная с 1 ложки в день).
Как то я сильно пересушила себя, понижая Капху, да так, что стали хрустеть кости. Быстренько перешла только на масло, практически без еды. Все восстановилось. Никаких побочных явлениях. А если бы то же количества масла смешалось с едой – думаю, было бы плохо.
22 августа 2012 г. в 12:11 -
Да, такой тип действительно трудно поддается балансировке, по себе знаю: если соблюдаешь диету для понижения ваты, то это мигом приводит к набору лишнего веса:(
5 сентября 2012 г. в 22:33 -
Здравствуйте!
Подскажите,пожалуйста,какой диете надо придерживаться? Я отношу себя к типу Вата-Капха,вата часто в дисбалансе,особенно осень,зима,сейчас у меня родился малыш и мы на грудном вскармливании.
У малыша наблюдаю скопление слизи(закладывает нос,в носоглотки скапливается жидкость,стул тоже со слизью)как сбалансировать мое питание,чтобы самой не засохнуть и ему уменьшить капху?
заранее благодарна
6 сентября 2012 г. в 6:59 -
Дети (почти все, лет до 15 ) находятся в Капхе. Для них это – обычное состояние. В посте о молоке можете почитать о козьем – наименее слизистообразуюшием.
Детям Аюрведа много чего советует, почти – как взрослым в таком же состоянии, но в крошечных дозах.
Формат коротких ответов не позволяет развивать эту тему широко. Да и задачи такой нет. Все – очень индивидуально.
Если я сейчас Вам насоветую, не зная ситуации, и не дай Бог, что пойдёт не так – доктора и близкие сживут Вас со света с «этой Вашей Аюрведой».
А при Вашем личном состоянии (двудошном) – тa Дошa, которая проявляет себя на данный момент более активно на физическом уровне – с той и работаем.
Вата-Капха состояние – противоречивое. Все, что понижает Вату, автоматически повышает Капху.
Все время нужно балансировать между этими двумя стилями жизни.
6 сентября 2012 г. в 11:37 -
Благодарю Вас за ответ!
Понимаю,что заочно и просто в комментариях человека проконсультировать нельзя,я и не прошу конкретных рецептов, пока)
Я совсем недавно открыла для себя аюрведу,поэтому пытаюсь понять что к чему.меня сейчас интересует:если я понижаю свою Вату,то получается повышаю Капху ребенка,как же тут быть?Читала,читала об этом,сделала вывод,что надо повышать Питту)
И еще вопрос:как сильно масло ги увеличивает Капху?просто дело к зиме и организм на это реагирует сильно(кожа сохнет и шелушится,вес теряется)почитала о чудо масле хочу попробовать помочь Вате и не навредить Капхе)))
6 сентября 2012 г. в 13:31 -
– «Понимаю, что заочно проконсультировать нельзя» – я специализируюсь как-раз таки на заочных консультациях. 99. 9 % моих клиентов – из разных стран мира, а не только из Торонто, в котором я живу.
– Все масла увеличивают Капху.
– «кожа сохнет и шелушится, вес теряется» – так это могутт быть и разные дисбалансы и Ваты и Капхи. Неизвестно, насколько правильнио Вы определили свое состояние.
Посмотрите ещё раз:
«Я определил свою конституцию!»
16 сентября 2012 г. в 15:47 -
поразительно) прошел доша-тест, получилось вата-капха (44 и 42 процента, а питта 14%), прочитал эту статью, ну чётко про меня, пока не знаю что с это информацией делать, буду читать дальше что же это за доши и что с ними делать)
16 сентября 2012 г. в 16:11 -
Про прохождение тестов и определение своей конституции см. «Я определил свою конституцию»!
Так что – % ничего не значат, все это – субьективные оценки, далее опять же – в вышеуказанном посте.
8 ноября 2014 г. в 23:47 -
Спасибо за точное описание! Полностью сочетатеся своим типом конституции, болел с самого детства, поскольку родители не знали как поддерживать здоровьеи и нормально лечиться)) Пока не познакомился с аюрведой, болел бы наверное и дальше бы )))) Сложно конечно балансировать между двумя этими дошами…очень хороший совет у вас относительно повышения питты умеренными дозами. Так и есть
23 февраля 2015 г. в 16:05 -
Добрый день, спасибо за информацию.
Я проходила консультацию у аюрведического врача. По пульсу он определил пракрити и врикрити. Мне дали рекоммендации. Но я не сориентировалась и не спросила всего, что мне интересно. У меня общий вопрос, чтобы разобраться. Пракрити – питта-вата, а Врикрити – капха-вата. Мне нужно стремиться к балансу трех дош, правильно? Для этого надо капха и вату сбалансировать, повышая питту (исходя из вашего поста).
А для чего нужно знать пракрити? Надо ли ее как-то учитывать или как-то на нее ориентироваться? И как быстро может меняться баланс дош, если следовать инструкциям?
Чего ждать, при соблюдении рекомендаций?
23 февраля 2015 г. в 18:01 -
Диляра ,
“А для чего нужно знать пракрити”
см. “Пракрити или Тридоша – к чему стремиться?”
“И как быстро может меняться баланс дош, если следовать инструкциям?“
Доши постоянно образуются в организме и постоянно выводятся из него. Когда эти два процесса уравновешены, то это и есть равновесие доши. Т.е. никакого статичного сотояния в организме нет, сьел мороженное – сразу пошло легкое откашливание – капха вьводится, заел горстью перца – жарко, открывайте окна. Летом всем жарже. Зимой холоднее. И т.д. много фактоеров внутренних и внешних заставляют допи находится в движении. Это на коротком промежутке меняется викрити.
О том, “Что делать с высокой дошей?” я рассказывала недавно.
Очень многие не разобравших в концепции дош, считаю, что это обязательно нужно найти и уничтожить. Вот типичные вопросы:
«Капха никуда не уходит. Как мне с ней расправиться раз и навсегда?»
«После того, как приведу в норму вышедшую из строя дошу, я могу жить так же, как раньше, без всяких ограничений?
«Вы написали, что у меня капха-питта викрити. А ваты что – совсем нет?»
«Я прошла много тестов в интернете, и все показывают, что у меня присутствуют все 3 доши. Это значит, что я очень больна? Что делать, когда все 3?»
После прочтения указанной статьи, я думаю, станет немного понятно что это такое доши, и что с ним делать.
И там же будет и ответ на следущий ваш вопрос “Чего ждать, при соблюдении рекомендаций?” – более комфортной жизни, более сбалансированной, с мЕньшими проблемами, которые приносит каждая вышедшая из баланса доша.
3 марта 2015 г. в 12:54 -
Определять тип конституции по дошам, что означает – изъян, то что разлагает, портит- очень непонятно, не разумно. Доши – нет таких энергий. Есть пять стихий природы -эфир,воздух,земля,огонь,вода- которые представлены и в человеке, но они пять из сотен. И делать выводы о состоянии человека основываясь на 5% информации, при этом не учитывая совсем другие климатические, энергетические параметры в России – это не разумно. И именно поэтому я встречаю специалистов по аюрведе слабых, истощенных,и просто больных.
3 марта 2015 г. в 13:20 -
Валерий.
Конституция определяется не только по дошам (изьянам).
“Таких энергий доша – нет”. Вы совершенно правы!. Доша это не энергия, об этом на сайте много написано, хотя бы в одной из недавних статей:
“Что делать с высокой дошей?”
“И делать выводы о состоянии человека основываясь на 5% информации, при этом не учитывая совсем другие климатические, энергетические параметры в России – это не разумно”
– на сайте дана общеобразовательная информация и никаких выводов о состоянии конкретного человека не делается. А на консультациях выводы делаются не только на этих 5 % информации. Существуют методики определения,которым я училась в институте Фроули. Или и он для вас не авторитет?
“И именно поэтому я встречаю специалистов по аюрведе слабых, истощенных, и просто больных
– а я из вообще не встречаю, так так их крайне мало, и встретиться с ними – большая редкость :)
Валерий,
статья написана 6 лет назад, сейчас бы я написала по другому, но исправлять и переписывать нет времени, удалять старое тоже нельзя – весь сайт поползет.
Так что не судите строго, лучше читайте более свежие статьи :)
27 марта 2015 г. в 2:44 -
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста,а если у меня например сухая кожа,шелушащаяся,но пористая (и жирная на носу). Утомляемость,низкое давление и холодные конечности,но при этом очень большое количество слизи (практически с рождения пневмонии,бронхиты,сопли, ларенгиты и т.д.) как сбалансироваться?
27 марта 2015 г. в 17:49 -
Алиса,
сначала нужно определить свою конституцию, ну и дальше действовать в соответствии с этим.
На сайте и в комментариях я не могу вас балансиривать, зто огромный труд. Рекомендации, которые я даю на консультациях, занимают 500-700 страниц (в зависимости от проблемы), так что нереально по короткому перечислению ваших проблем сказать что-то конкретное. А общего на сайте очень много, да и в интернете. При желании можно разобраться самостоятельно. :)
14 мая 2015 г. в 1:07 -
Спасибо большое, искала ответ очень долго!!! Невероятно!!! Но эта одна статья подтвердила все!!! Спасибо большое!!! Счастья Вам много-много!!! Благодарю!!!
4 августа 2015 г. в 14:21 -
Да, это очень похоже на меня. Я долго была уверена, что я Капха, пока очень сильно не похудела, и у меня не начали проявляться черты Вата-типа (высохли и истончились кожа и волосы, появились проблемы с суставами и пищеварением). Подумав, я поняла, что эти проблемы в меньшем масштабе у меня существовали всегда, просто я обращала больше внимания на своё телосложение (плотное), склонность к простудам, бледную кожу и медлительность, считая себя чистой Капхой. Ан, нет, описание Вата-Капха характеризует меня гораздо точнее. .
Кстати, Лина, познакомившись с Вашим сайтом, я начала экспериментировать с пряностями, в частности, я теперь пью только чай масала и считаю его просто находкой.
Меня давно уже перестали удовлетворять чаи, как чёрный, так и зелёный, они мне давали только какую-то “пустоту” и тяжесть, а горячего попить всё же хотелось. НО. У меня полезли прыщики на лбу и подбородке, у меня такое только в ранней молодости наблюдалось. Может быть, я переборщила с пряностями?
Я ещё освоила кичари и довольно часто стала его себе готовить. И даже обычную тушёную капусту теперь заправляю на индийский манер пряностями, нагретыми в масле. Мне нравится ощущение тепла, лёгкости и бодрости, которые даёт мне такая пища. Но вот проблемы с кожей…
4 августа 2015 г. в 18:01 -
Надежда,
“Я долго была уверена, что я Капха”
– опять приведу самую повторяемую ссылку “Я определил свою конституцию!”
“пока очень сильно не похудела” –
– худееют при многих проблемах при любой конституции, так что это не показатель обязательно ваты. Нужно исключить все остальное, чтобы это утверждать.
“телосложение (плотное)”
– не только у капхи. Питта, питта-капха тоже могут быть плотные, с приличными округлостями.
“склонность к простудам,”
– больше зависит от места проживания и правильного обувания-одевания. Как посмотришь как многие ходят, так вообще поражаешься – как еще живы. У меня склонность к простудам в Москве такая была, что не вылезала из ангин и насморков круглый год. Переехала в сухое Торонто – и не помню, когда последний раз это было. И на основании этого – какие мне определения викрити делать? Никакие :)
“бледную кожу и медлительность”
– тоже не показатель капхи. В зависимости от места проживания, национальности кожа может быть разная. Медлительность может быть тоже обусловлена разными причинами. Иногда даже говорят “Он такой спокойный, наверное в сатве находится”. А если в тамасе?
Так что может у вас и на самом деле вата-капха, никто не знает. При определении викрити внешних описаний мало. При определении викрити такие подробности о жизнедеятельности своего организма приходится заполнять, что многие удивляются.
.
“я начала экспериментировать с пряностями”
– специи – самая малоизведанная область для людей с пост-советского пространства. Десятилетиями вдалбливаемое “От острого может быть язва” делали свое дело. На кухне у многих – соль, черный перец, лаврушка. В зависимости от конституции и сопутсвующих проблем специи нужны разные. И конечно же, вы правильно делаете, что экспериментируете. Никакой доктор не даст вам точных дозировок. Поэтому самое разумное – начинать с малого, постепенно увеличивая дозу, до того момента, когда что-то пойдет не так. Останавливайтесь, ждите пока все успокоится и начинайте с меньшей дозы.
У вас это “не так” – ухудшение кожи, что зачастую является повышением питты, что неудивительно – почти все специи питту повышают понижая капху, или вата-капху.
5 августа 2015 г. в 3:06 -
Похудела я волевым усилием, изменив состав и количество пищи (в основном, исключив мучное, молоко и сахар). но, похоже, слишком увлеклась. А простудами я болела в детстве и юности у себя на родине, на средней Волге, там климат более континентальный и сухой, чем в Москве, морозы сильнее, но и одеваются люди основательнее. Меня помимо ангин и насморков ещё мучили ячмени на глазах.
Пряностей на кухне у меня много, так как я люблю пробовать всякие необычные рецепты, так что даже чай масала у меня свой, я его составила из своих пряностей и по своему вкусу. Но похоже, опять слишком увлеклась :-) Спасибо, снижу количество пряностей и начну всё сначала.
9 июня 2016 г. в 0:40 -
Здравствуйте Лина.
Определила свою Викрити – “Вата-Капха” + ама.
Помогите подобрать питание по симптомам, подскажите как вернуть доши в равновесие.
Симптомы:
Небольшая сухость отдельных участков кожи на лице, холодные конечности и мерзлота в теле, запоры, газы, вздутие живота, слабый пищеварительный огонь, иногда возникают боли в пояснице, запах изо рта (в больничной карточке написано что у меня хронический тонзиллит),сильная тяга к сладкому и чему-то вкусному из за этого переедание.
Когда только узнала про Аюрведу, придерживалась диете Капха доши, к сладкому сильной тяги не было, был контроль над собой, сейчас спустя год, к сладкому так и тянет, просто хочется сладкого и все. В связи с чем это может быть?
На ментальном уровне все запутано.
Спутанность мыслей, раздражительность,растерянность, неуверенность в себе, скованность, постоянная критика к себе и обида на критику со стороны. Не могу справиться со всеми этими эмоцими.
Больше беспокоят проблемы на ментальном уровне, но эти проблемы как ни как связанны с питанием.Подскажите как быть.
Еще такой вопрос к вам, у меня на лице внутренние прыщи на щеках (ближе к уголкам губ) и мелко усыпан прыщами подбородок, это все от проблем с желудком,из за дисбаланса дош?
Заранее спасибо за помощь:)
9 июня 2016 г. в 8:48 -
Елизавета,
Все, о чем вы спрашиваете — это то, чем я занимаюсь на консультациях, и получаю за это оплату. Это огромный труд — индивидуальная консультация. А здесь на сайте я отвечаю на общие вопросы в свободное от консультаций время.
«Определила свою Викрити – «Вата-Капха» + ама»
–// по самостоятельным определениям викрити (и определенных в интернетовских тестах) я не работаю. Об этом я писала в посте «Я определил свою конституцию!»
«Помогите подобрать питание по симптомам»
–//одного питания мало, особенно при состоянии ама. Она питанием не выводится.
«подскажите как вернуть доши в равновесие»
–// все, что можно, в рамках общих советов, вы можете найти здесь на сайте (частично), и в интернете. Материалов сейчас очень много. Я же в комментариях отвечаю только на общие вопросы. Без подробных ответов в анкетах, без фотографий ставить диагнозы непрофессионально. Да и задачи такой на этом сайте у меня нет. Сайт является в большей мере рекламой, об это я писала в вышеуказанном посте «Я определил свою конституцию!»
«хронический тонзиллит»
–// проблемы с горлом могут иметь разные причины. Очень часто это «Нарушение пищеварения»
Известна связь нижних отделов кишечника с носоглоткой. Как только в кишечнике есть паталогия, а также паразиты, вирусы – вот и появляются многие проблемы носоглотки. Хронический тонзилит часто бывает при наличии паразитов. грибков. Также, постоянно воспаленное горло, ангины зачастую сопровождают проблемы с маткой.
Кое-какие советы есть в постах:
«Опять зима, опять простуды»
«Аюрведические средства при кашле и простуде»
«сильная тяга к сладкому»
Тяга к сладкому, например, лучше всего объясняется в ТКМ (Традиционной Китайской Медицине. Она зачастую является симптомом недостатка ци селезёнки.
Также сильная тяга к сладкому бывает проявлением психосоматики (чувство недостаточной любви в вашем окружении).
————————
«Когда только узнала про Аюрведу, придерживалась диете Капха доши, к сладкому сильной тяги не было, был контроль над собой, сейчас спустя год, к сладкому так и тянет, просто хочется сладкого и все. В связи с чем это может быть?»
–// это может быть связано с тем, что вы могли не совсем правильно определить своё состояние, неправильно подобрать питание. Хотя, питание, как я и написала выше, мало что может сделать. Нужен комплекс мер по очищению, восстановлению и поддержанию. О тяге к сладкому читайте предыдущий параграф.
«На ментальном уровне все запутано. Спутанность мыслей, раздражительность,растерянность, неуверенность в себе, скованность, постоянная критика к себе и обида на критику со стороны. Не могу справиться со всеми этими эмоцими»
–// спутанность мыслей тренируется разными методиками.
Об обидах у меня есть несколько статей в соцсетях, например «Обиды»:
«Обиды ведут к оттоку энергии, который замещается болезнями» (Лазарев, «Диагностика кармы»).
«К обидам склонны глупые люди. Это их опознавательная черта. Чем глупее человек, тем легче его обидеть. Глупому кажется, что его все так и норовят оскорбить, задеть, обидеть. Потому что он природой обижен. Глупый всю жизнь окружен врагами и завистниками. Потому что глупый – слаб, ведь глупость – это слабость ума. Отсюда вечная подозрительность глупого» (А. Никонов «Конец феминизма»). И т. д. там много ещё про обиды.
«Больше беспокоят проблемы на ментальном уровне, но эти проблемы как ни как связанны с питанием. Подскажите как быть»
–// на ментальные проблемы питание тоже влияет. После неправильной пищи можно впасть или в раджас, или в тамас или в саттву.
«Питание по Гунам»
Остальное корректируется практиками, духовным развитием, философскими размышлениями, правильным чтением, беседами с более продвинутыми. После этого складывается картина «Кто мы и что делать в этом Мире?». Уходят ложные ценности, прекращаются «крысиные гонки» за мифическим успехом, человек просто живёт, наслаждаясь тем, что он выбрал при реинкарнации. Или – не наслаждаясь, а проходя кармические уроки. Что выбрали — с тем и живём :)
«Выбор Душой будущего тела»
————————–
«Еще такой вопрос к вам, у меня на лице внутренние прыщи на щеках (ближе к уголкам губ) и мелко усыпан прыщами подбородок, это все от проблем с желудком,из за дисбаланса дош?»
– чаще всего проблемы кожи указывают на «Нарушение пищеварения» и на дисбаланс питты.
«Проблемы кожи – высокая Питта»
16 июня 2016 г. в 18:56 -
Данному типу я так понимаю необходимо увеличивать недостающую дошу-ПИТТУ ДОШУ.
Чем ее можно увеличить?
Знаю, что исходя из опыта:
1. Солнце, теплый климат
2. Яркие цвета одежды
3. Спорт
4. Эмоциональные потрясения.
А чем еще??
И еще такой вопрос. какая работа предпочтительнее с данным типом?
Наверное все таки подвижная, физическая. Потому как обмен веществ и так медленный и слабый пищеварительный огонь. Либо практика постоянных голоданий. Правильно?
16 июня 2016 г. в 21:27 -
Приветствующий Солнце!
Питту увеличить легче всего специями, всем острым и горячим
И всем остальным указанным вами, ну, может, кроме эмоциональных потрясений.
Борись потом с их последствиями :) Дешевле сьесть немного Трикату, щепотку кайенского перца, выпить чаю с имбирем,
“Что делать с высокой дошей?”
Да, со спортом вопрос спорный. Да, увеличивает активность и питту и вату, но очень ли полезен для здоровья? Смотря какой вид спорта. Многие виды очень травматичны. На консультациях у меня было довольно много бывших спортсменов (профессионалов и любителей). Все без исключения отмечали проблемы из-за спортивных травм. Об этом был пост «Спорт или йога?»
Спорт хорош по молодости, но многие сходят с дистанции довольно рано. Где те девушки-бегуньи к 40 годам? А у половины из них уже или недержание мочи или опущение органов, или травмы коленей. Им не до бега.
Поэтому помимо спорта хорошо бы с возрастом подобрать себе такое, чем вы сможете заниматься до глубокой старости. Это плавание, цигун, тай чи, йога (без особых закручиваний в старости, так как кости в этом возрасте хрупкие). Со мной на тай чи занимается 90 летняя женщина. Она еще и плавает каждый день.
«какая работа предпочтительнее с данным типом?»
– мне кажется, на любом месте человек с вата-капха конституцией найдёт себе место.
“Выбор профессии по аюрведической конституции»
Ветренность и энтузиазм ваты, который быстро угасает и ей нужно лететь дальше, уравновешивается стабильностью капхи.
Обычно, про любом проекте идею бросает вата, и помчалась дальше, так как ей быстро становится неинтересно, потом вступает питта — прирожденный менеджер, Поруководила, пошла дальше. А делать все будет спокойная капха. А вата-капха как раз уравновешивает крайности и может хорошо чувствовать на любом месте.
«Наверное все таки подвижная, физическая.»
– ну это от обстоятельств зависит, сейчас очень много работы, при которой вообще не двигаются, из дома не выходят. Вот тут-то и нужны всякие активности. Я например, в перерывах между консультированием плаваю в бассейне 3 раза в неделю, хожу на тай чи, дома занимаюсь йогой и ещё недавно записалась на латинские танцы, там пот градом катит — такой разогрев идёт.
«Потому как обмен веществ и так медленный и слабый пищеварительный огонь.»
– физической работой и подвижностью агни (огонь пишеварения ) не повысишь. Энергию потратишь, поэтому и аппетит можно усилить, а агни так и может остаться низким. Агни повышается в основном приёмом специй с горячей энергетикой. Как раз для викрити вата-капха никаких ограничений в приёме специй нет. Это две холодные доши и им не грозит перегрев.
«Либо практика постоянных голоданий»
– голодание питту не поднимет. В аюрведе больше склоняются к правильному очищению и к правильному питанию, чем к голоданию.
17 июня 2016 г. в 14:43 -
Лина спасибо!!!’
16 ноября 2016 г. в 0:08 -
Здравствуйте, Лина.
Подскажите какие специи лучше употреблять Вата-Капха доше, что бы не сушили кожу, но разжигали пищеварение.
Дайте пожалуйста рекомендацию, как бороться с запорами Вата-Капха доше.
Стоит ли данному типу конституции запивать пищу?
Еще очень интересует вопрос, как употреблять выпечку Вата-Капха доши. Как часто ее употреблять и как относиться к бездрожжевому хлебу.
Спасибо:))
16 ноября 2016 г. в 7:36 -
Елизавета,
Для вата-капхи нет никаких ограничений в принятии специй. Это две холодные доши, часто с пониженным агни (огнем пищеварения), и этому состоянию все специи хороши.
«Все может быть лекарством или ядом в зависимости от дозы, времени и места приема и состояния».
В жаркую погоду всем потребление специй нужно уменьшать, в холодную – повышать. С сухостью кожи (если явно переборщили со специями), то восстанавливать потерянный жир нужно приемом масел (внутренне и наружно). Рекомендации пить больше воды не помогут. Как увлажняющий крем для лица не даст ему нужной жирности, так и отсутствие масла никак не уберется без применения этого самого масла. Масло может быть гхи, оливковое, кунжутное.
Масляный массаж немного описан в постах о шамане.
Там же и написано, что он не рекомендован при наличии амы
———————-
«Дайте пожалуйста рекомендацию, как бороться с запорами Вата-Капха доше.
– запор является следствием нарушения пищеварения.
На сайте о запорах был материал,(много лет назад, в 2009), но вот что от него осталось:
«ОБНОВЛЕНИЕ ПОСТА 11 января 2013:
— в связи с огромным потоком вопросов и претензий «не помогает» от «лечащихся по интернету» вынуждена сократить пост и оставить разъяснения только для консультаций. Удалены все конкретные рекомендации».
Сейчас там немного общих рекомендаций, но справится с запорами по ним невозможно, увы.
«Стоит ли данному типу конституции запивать пищу?»
— о питье воды на сайте есть пост «Питьевой режим в Аюрведе»
«Еще очень интересует вопрос, как употреблять выпечку Вата-Капха доши. Как часто ее употреблять и как относиться к бездрожжевому хлебу».
— хлеб не рекомендован капхе, но теплый с маслом является одним из лучших успокаивающих средств при высокой вате. У вас среднее состояние между двумя этими крайностями. Это чисто с точки зрения аюрведы. Но реальность современной жизни такова, что у большинства из нас зашкаливающии уровень патогенных грибков (один из явно видимых – кандида, а их еще сотни). Грибы просто едят нас изнутри, и куча проблем, с которыми безуспешно борются, идет именно от грибковой инвазии. Так вот – хлеб, как и многие быстрые углеводы – наилучшая пища для грибков.
В вашем предыдущем комментарии (# 35) вы писали о сильной тяге к сладкому. Я не полностью вам ответила. Тяга к сладкому – это один из основных признаков грибковой инвазии. Порция легких углеводов (в основном идущих из сладкого) дают обильную пищу для роста колоний грибков. Они это сладкое быстро поедают, давая человеку слабость и желание новой порции сладкого.
Если хотите быть здоровой, то употреблять никакую выпечку не надо, чтобы не разводить в организме грибков.
Но я понимаю, что для многих нереально не есть хлеб, всякие выпечки. И ответить на вопрос «А чем же заменять хлеб, ведь бутерброды, блины, пироги – основная еда в нашей местности» я не могу. Не знаю. Лично моя семья уже лет 15 не ест хлеб постоянно, изредка покупается буханка бородинского, за недели за 2 мы его съедаем (по маленькому кусочку, храня в холодильнике). Но для исключения хлеба нужно знать – зачем это делаешь, нужна железная воля, и конечно, креативность в питании.
17 ноября 2016 г. в 9:17 -
Спасибо Лина, а сладости, в частности сахар, могут сушить кожу?
17 ноября 2016 г. в 22:16 -
Елизавета,
В посте
«6 Основных Вкусов в Аюрведе. ч.1» написано:
«Сладкий вкус оказывает питательное и увлажняющее действие». Это в идеальном состоянии, при отсутствии амы и грибков. При их присутствии все идет по непредсказуемым сценариям.
18 ноября 2016 г. в 2:31 -
Лина, спасибо за разъяснение.
26 августа 2017 г. в 2:28 -
Лина, добрый день! Пожалуйста, подскажите, как поступить. Я занимаюсь йогой и др. практиками, поняла, что надо скорректировать питание. Начала изучать вопрос. По всем онлайн-тестам у меня была викрити пита. Но я проанализировала свою жизнь, опыт распределения энергии кундалини и поняла, что здесь что-то не так – не должно там быть столько элемента огня. Посчитала соотношение элементов по натальной карте – получила капха-вата примерно на равных, питой почти не пахнет – огня нет. Однако в последние несколько лет появились признаки именно питы как на физическом (непереносимость жары, холодоустойчивость, резкое прекращение простудных, желтизна, ускорение пищеварения и т.п. ), так и в психологическом плане – я за 3 года воплотила в жизнь все то, о чем раньше мечтала и откладывала в долгий ящик. Связано ли это с асцендентом в стрельце (у меня ночное время рождения, эрго асцендент должен по идее влиять сильнее) или с вероятными наследственными проблемами (у мамы болезнь жильбера)? Как мне скорректировать питание?
Заранее спасибо!
P.S. естественно, я не жду полную диагностику в рамках бесплатного совета, мне хочется понять, в каком направлении действовать дальше.
26 августа 2017 г. в 8:13 -
Зоя,
Если вы будете знать пракрити и асцендент в стрельце, то в плане здоровья в текущей жизни вам это ничего не даст. Отталкиваться нужно от того, что есть сейчас, от викрити (текущей конституции)
«Пракрити или Тридоша – к чему стремиться?»
———–
«Как мне скорректировать питание?»
–// если вы определили свою конституцию, то и следуйте рекомендациям по питанию именно для этой доши. В интернете этой информации много, кое-что есть и у меня на сайте, например для предполагаемой вами питты.
Но обычно начинают не с питания, а с очищений. И особенно они важны при высокой питте, так как у нее самая загрязненная кровь из-за того, что большое количество желчи не успевает выводиться.
Ну а после очищения, вместе с питанием, нужно вводит остальное из правильного режима, соответствующий вашей викрити.
26 августа 2017 г. в 9:54 -
Лина, спасибо за развернутый ответ?
1 февраля 2018 г. в 12:30 -
Не надо таких людей маслить. надо повышать питту то есть согревать тогда вата уменьшится без всякого промасливания
16 февраля 2019 г. в 13:42 -
Сейчас прочла о своей конституции и рекомендации. В детстве наверное лучше чувствовала свой организм и его потребности. Могла есть масло ложками прям из маслёнки. Ела тыкву, очень много могла съесть. И сидела в ванне в кипятке. Спасибо вам за информацию. Будем прислушиваться к себе.