(Этому посту много лет. На текущий момент много информации устаревшей, не совсем подтвержденной).
Любое явление в окружающей среде можно рассматривать через Гуны. В заметке “Раджас, Саттва, Тамас” было описание Гун в приложении к человеку.
А вот как описывается выбор продуктов в соответствии с Гунами в Бхагавад Гите (гл.17.8-10): (заметка”Доши и выбор продуктов. ч.1″)
«8. Люди, обладающие спокойным (Саттвическим) темпераментом, предпочитают пищу, которая увеличивает жизнеспособность, силу и способствует долголетию; пищу, улучшающую физическое здоровье и делающую ум чистым и радостным; плотную пищу с естественным ароматом; питательную, свежую пищу, содержащую естественные масла и приятную на вкус».Чисто саттвическими считаются такие продукты, как коровье молоко, мед, гхи (топленое масло), а также зерновые, орехи, различные семечки, свежие овощи, зелень, фрукты, сухофрукты, ягоды, натуральные соки, ласси – однородная смесь йогурта с водой, и вообще вся легкая и свежая пища. Эти продукты должны увеличивать вашу жизнеспособность и приносить энергию, силу, здоровье, бодрость и радость. В то же время, эта пища должна быть сочной и содержать немного масла, подобного кунжутному или подсолнечному. Она должна быть питательной и вкусной. Конечно, мы должны также знать, что является Саттвической пищей согласно климату, в котором мы живём. В холодных странах пища должна быть согревающей; в тёплых странах – охлаждающей.
«9. Беспокойные люди, обладающие неукротимым (раджасическим) темпераментом, предпочитают очень острую, очень кислую, очень горькую, очень солёную или очень горячую пищу. Такая пища вызывает дискомфорт, страдания и болезни. Поэтому её приём способствует возникновению тревоги».
Раджастическими являются продукты тяжелые, острые, сухие, соленые, с добавлением приправ, такие как сыр, крахмалосодержащие, бобовые, лук, чеснок, кофе, чай, шипучие напитки, белый сахар, шоколад. Эта пища возбуждает животные инстинкты, приводит ум и тело в возбужденное состояние, разрушает баланс организма. Такой пищей не следует злоупотреблять.
«10. Люди, обладающие притуплённым и ленивым (тамасическим) темпераментом, предпочитают несвежую, безвкусную, переваренную, оставленную на ночь, испорченную и вонючую пищу. Такая пища утратила свою жизнеспособность и питательные свойства».
Тамастическими являются остатки пищи, блюда, которые разогревались несколько раз, несвежая пища, начинающая разлагаться.
Кроме того, сюда относится яйца, мясо, рыба, спиртное, и замороженные после приготовления блюда. Все квашения – соления, продукты, пережаренные в масле или на гриле. Грибы также относятся к этой группе. Эти продукты отягощают ум, стимулируют низменные инстинкты и ведут к депрессии. При практике йоги пищу тамаса лучше не употреблять, так как после ее употребления в теле чувствуется тяжесть и сонливость.
Пища в гуне саттвы
Саттвичная пища легко переваривается и легко питает ум и тело.
Это свежая пища, свежее молоко, свежеприготовленный домашний йогурт (а не магазинный длительного хранения), топленное масло Гхи, немного свежего (не твердого, не выдержаного) сыра без ренета (продукта животного происхождения).
Фрукты:
персики, груши, манго, гранаты, кокосовые орехи, финики.
Не относятся к саттвическим фруктам:
авокадо, абрикосы, арбузы, сливы (это Тамас-фрукты.)
Также кислые фрукты:
апельсины, грейпфруты, лимоны и яблоки и бананы (раджас-фрукты).
(по мнению одних авторов, с которым не все согласны).
Сатвические овощи:
сладкий картофель, кабачки, все виды зеленого листового салата, листовая петрушка, кинза, пророщенные зерна, рис (особенно басмати, но не коричненый – он тамас-продукт), цельная пшеница, овес (у некоторых авторов – пщеница и овес – тамас-продукт), целый или лущеный маш (мунг дал), чечевица, фасоль, орехи, семечки разных растений.
Сатвические специи:
тмин, семена кориандра, фенхель, турмерик, базилик, корица, кардамон, имбирь (это повседневные специи) и многие специфические специи Индии, которые нелегко найти и поэтому перечислять я их не буду.
Никакие продукты животного происхождения не входят в категорию Сатвической пищи.
Пища в гуне раджаса
Эта пища увеличивает содержание тепла в организме, а также усиливает все процессы. К такой пище относятся:
Фрукты:
апельсины, грейпфруты, лимоны, яблоки, бананы.
Овощи:
лук, чеснок, все овощи семейства пасленовых – помидоры, баклажаны, все виды свежего перца, картофель, огурцы, редис. Также цветная капуста, броколли, шпинат, кукуруза, некоторые виды тыкв.
Зерновые:
пшено, кукуруза, гречка.
Бобовые :
некоторые виды фасоли (но если ее готовить с Асафетидой – Тамас-специей, то получится Саттвическое блюдо)
Молочные:
магазинные йогурты длительного хранения (свежие йогурты домашнего приготовления не обладают Раджасом), сыр.
Напитки:
кофе, чай, шипучие напитки.
Продукты животного происхождения:
белое мясо птицы.
Морепродукты:
креветки.
Также –почти все специи и пряности, очищенный сахар, соль, шоколад, переработанные продукты (чипсы), газированные напитки, свежий мед (не подогретый при производстве).
Эти продукты способствуют возбуждению ума, эмоциональности и агрессивности.
Пища в гуне тамаса
Эта пища вызывает ощущение тяжести в теле.
Фрукты:
авокадо, арбуз, сливы, абрикосы.
Овощи:
грибы, тыква, все квашения – соления.
Зерновые:
коричневый рис, некоторые виды бобовых.
Мед, сохраняющий жидкое состояние через 6 месяцев после сбора (скорее всего был нагрет для сохранения товарного вида). Такой подогретый мед быстро создает Аму (токсины) в организме.
Широко применяемая в аюрведическом питании специя асафетида – тоже находится в гуне Тамаса.
Продукты животного происхождения:
яйца, абсолютно любое мясо (красное мясо птицы, говядина, свинина, баранина), за исключением белого мяса курицы (эти раджас продукт), лобстер, рыба, все моллюски (за исключением креветок – раджас). Сюда же относятся все ферментированные продукты, блюда, жаренные во фритюре, консервы, а также остатки ранее приготовленной пищи, извлеченные из холодильника. Алкоголь.
К тамасическим относятся также успокаивающие вещества – семена мака, валериановый корень, марихуана, применяемая в медицинских целях.
Следствием употребления этих продуктов могут быть вялость, сонливость, заторможенность, потеря ориентации.
Прочитав все это, можно прийти в полное замешательство – столько противоречий. Вот например, в посте Питание по Аюрведе и Йоге – мы рассматривали один из самых противоречивых продуктов – молоко. Продукт сатвический, но не всед дошам подходящий.
Я уже много писалс о том, как полезны специи. По классификации гун почти все специи относятся к раджастической пищи, т. е . возбуждающей. Но применение специй в больших количествах рекомендуется капхе, там что если ее замедленный метаболизм и ленивую натуру немного расшевелят согревающие специи, то ей это будет только на пользу.
Но если разумно этими знаниями пользоваться, то можно очень успешно жить по аюрведическим правилам. Если вы добавите специй, соответствующей вашей доше в немного тушенные овощи, то блюдо все равно будет саттвическим. Конечно, если будет добавлено большое количество перца и других специй, то любое блюдо станет Раджас-блюдом.
Разобравшись немного в этих описаниях, вы можете помогать себе в трудную минуту – чувствуете упадок сил, депрессию – добавьте раджас-пищи. Если, напротив – сильно возбуждены – загляните в раздел саттва-пища. И т.д.
А в следующих постах будут описания как совмещать эти знания (деление пищи по гунам) – с знаниями о подборе продуктов по дошам.
P.S.
Этому посту много лет. На текущий момент много информации устаревшей, не совсем подтвержденной). На исправление и выискавание несоответствий у меня нет ни физических возможностей, ни времени.
Убрать подобные посты невозможно по техническим причинам, так как весь блог будет неправильно отображаться. Поэтому просто пропускаете подобную информация и ищите в интернете более свежую в сети по этой же теме.
Запись на консультацию по здоровому образу жизни в соответствии с аюрведой производится на странице Консультация.
5 февраля 2010 г. в 13:23 -
Очень жду продолжения! А то, действительно, не увязываются у меня пока доши и гуны.
5 февраля 2010 г. в 13:42 -
Да, дело не быстрое.
Блогу год , а мы только добрались до разбора питания.
Терпение, мои друзья, терпение!
28 февраля 2010 г. в 14:46 -
Однажды в литератре мне попалось упоминание того что помидоры отрицательно действуют на все 3 доши, и их вообще не следует употреблять.
Хотелось бы осветить этот вопрос, за что такая немилость?)))
28 февраля 2010 г. в 23:04 -
Жень-Шень:,
Про упоминания в литературе я Вам уже отвечала в других комментариях. Лучше обратиться к этим авторам – что они имели ввиду..
А вообще, все овощи семейства пасленовых не очень рекомендованы из-за того, что находятся в Раджасе, ну и еще они сильно повышают питту (которая сама по седе раджас).
UPD:
Об информации из других источников:
“Я нашел в интернете информацию об аюрведе”
28 августа 2010 г. в 11:35 -
Гуны определяют качества личности, кушаешь то, что нравится, смотришь на гуны и понимаешь к чему тебя приведет по гунам.
Доши тоже указывают на качества личности, а питание по дошам означает создать баланс энергий.
Если питаться по гунам благости, то станешь благостным человеком, а на доши можно не обращать, они нужны для того чтобы твое тело было здоровей и чувствовать себя комфортнее.
С питанием по гунам нужно и изменять мышление и образ жизни по гунам, я имею ввиду когда стремишься к гуне совешенства-благости.
Благость дает здоровье и ясный разум-лечение мыслями, страсть дает временное удовольстви, после чего приходят болезни-лечение лекарствами.
Невежество приносит только болезни, но при этом человек стремится к безсознательному состоянию, например выпивая водку или выкурив косячек, а также пища гнилая, мысли такие самые только о разрушение-лечение операция.
много можно скачать про веды в виде аудио в интернете
29 августа 2010 г. в 10:51 -
Alex,
от еды не станешь благостным, для этого нужно успокоить волбьнения ума, а для этого много чего нужно делать.
Эти рассуждения из области “Веды говорят”.
5 сентября 2010 г. в 3:00 -
Здравствуйте.
Поясните пожалуйста вот такой момент:
Почему яйца, рыба и красное мясо находяться в Тамас-гуне, а мясо курицы находиться в Раджас-гуне? Вроде бы не очень логично выходит исходя из принципа ахимсы (неубийства).
На всякий случай напишу следующее:
В целом мои предпочтения в питании касательно животной белковой пищи которые сложились уже за долгое время наблюдения за собой такие:
молочка (особенно нежирный домашний творог, запеканки и молоко) на первом месте и вообще вне конкуренции,
мясо курицы на втором месте,
яйца на третем месте,
рыба – редко,
темное мясо – не люблю.
Моя конституция – Питта-Вата. По жаре – больше Питта (хотя жару переношу нормально), по холоду скорее больше Вата (хотя закаляюсь и не болею но не люблю мерзнуть долгое время на улице)
Спасибо
5 сентября 2010 г. в 19:05 -
дон Хенаро,
Разнесение по Гунам не связано с ахимсой (ненасилием, в том числе и с убийством животных. Гуны – это качества Природы.
О диете трудно сказать, не зная ваших проблем, да и конституции (ваших слов мне недостаточно, увы).
UPD:
“Я определил свою конституцию!”
у Вас довольно подходящая для определенного вами типа
9 сентября 2010 г. в 0:08 -
Лина, большое спасибо за Ваш интересный сайт, доходчивые разъяснения тем!
1)Правильно ли я поняла, что все зерна после прорастания становятся сатвичными?
Гречка, пшено – раджасные продукты. После прорастания они становятся сатвичными или остаются раджасными?
2)Может ли термическая обработка поменять принадлежность продукта к какой-либо гуне? Как меняются свойства продуктов после термической обработки по аюрведе?
3) К каким гунам относятся морковь и свекла?
9 сентября 2010 г. в 18:25 -
Vikta,
1.Про пророщенные зерна – да, существует такая теория. Но она не описывает подробно все без исключения зерновые, так что не могу вам ответить про гречку и пшено.
2.Все приготовленное немного двигает продукт в сторону Тамаса.
3. Аюрведа относит почти все овоши к сатвическим продуктам, за исключением перечисленных в заметке. Поскольку овощей в разных странах огромное количество, не хватит никакого места их перечислять. Если не очень уверены – смотрите, к каким похожим продуктам это ближе всего.
А вообще-то, питание конечно, важно. Только сатвическое состояние – оно идет изнутри, никакими продуктами его не достигнишь (но они могут помочь). Это состояние приходит после определенного образа жизней и мыслей. Начинать надо с 8-ми ступенчатой Йоги. Так и доберетесь до Сатвического состояния. А в нем и есть-то не хочется.
16 февраля 2012 г. в 10:35 -
Не могу разобраться, почему-то многие саттвические продукты (молоко, сметана, фрукты и т.д.) повышают капху – в которой 75%тамаса. Получается, что людям с преимущественно капха-доша благостные продукты подходят в наименьшей степени :(((
16 февраля 2012 г. в 11:06 -
Анастасия,
Мой блог – все-таки не учебник, а так – кое-какие намётки, чтобы знать – что искать и в каком направлении. Так что только на основании информации здесь полная картина может не сложиться.
А вы сейчас пытаетесь сравнить яблоки с апельсинами – Гуны с Дошами.
17 февраля 2012 г. в 9:57 -
Имею в виду, что диета анти-капха не изобилует саттвическими продуктами..
.
Хотя немного разобралась – можно, оказывается, употреблять в комбинации со специями и другими продуктами, снижающими капха-эффект.
Да и от орехов, гхи, сметаны или груш вреда капхе гораздо меньше будет, чем от несвежей пищи, жареной и супермаркетовской еды с консервантами, стабилизаторами и т.д.
17 февраля 2012 г. в 10:41 -
Анастасия,
Разбирайтесь. Укладывается в голове не скоро :)
19 февраля 2012 г. в 2:35 -
Спасибо Вам !
7 ноября 2012 г. в 6:33 -
Лина!
Спасибо за ваши статьи, очень помогают!
Могли бы вы дать конкретные рекомендации: какая диета подойдет Вате для усиления саттва-гуны? На одних овощах сложновато :) Орехи-включаем. Гхи-куда же без него. Молочка немного на ночь со специями-тоже не редкость.
Что ещё посоветуете? А то почитала и поняла, что питание у меня действительно процентов 70%-все что описано для раджаса.
7 ноября 2012 г. в 15:36 -
Татьяна,
Вата – самая нестабильная доша, ее трудно удержат легким питанием, овощами. Если ее не удается привести в норму, предписывают тяжелое, часто мясное питание.
Маслянные массажи хорошо снижают, сильное внутреннее промасливание маслом гхи – по нескольку ложек в день до сотен грамм – 200-400 г – просто пить или есть ложками (кто сможет).
Ну,и йога нидра, медитации. Хорошо помогает тай чи (оздоровительные виды, не боевые).
16 ноября 2013 г. в 3:36 -
Лина день добрый.
Подскажите,чем согреваться Вате?
Наступает зима и сырость. Для духовных и йогических практик даже раджасичная пища тяжела. Очень возбуждает и делает агрессивным. Одно время спасался гарам-маслой,но она выжигает меня изнутри.То есть мне жарко,да. Много энергии, да.Но её ОЧЕНЬ много.Неплохо помогает гхи. Но я не могу есть его ложками(((
И ещё немного непонятно вот что.Тамасичные продукты специально вводят в Вата-рацион для “заземления?”
16 ноября 2013 г. в 10:38 -
Кирилл,
для ваты, как самой быстрой выходящей из баланса, комплекс мер нужен больше, чем остальным. Добавили Раджас с пищей, тут же начинаете понижать медитацияй, пранаямой (успокаивающей), длительным отдыхом, мягкими специя, промасливанием.
Масала хорошо понижает холод ваты, но при излишестве повышает ее сухость. Т. е. опять нужно промасливание.
Про гхи ложками – иногда мне пишут (сухие ваты), что с тех пор, как познакомились с гхи, едят его ложками прямо из банки и чувствуют себя великолепно.
Как-то смотрела документальный фильм, показывали 100-летнего индуса, сухого и худого, с кучей малых детей от молодых жен. Так он рассказывал, что его рацион нескольких последних десятков лет – 500 г масла гхи в день, 1 литр молока и кое-какие фрукты.
500 г гхи в день – не каждый осилит, да и не нужно. Только как пример, что сильно сухим Ватам гхи много не бывает.
– «Тамасичные продукты специально вводят в вата-рацион для “заземления?» – однозначно, только они могут утяжелить и опустить вату с небес.
Почитайте комментарий # 25 от Jinyeo: 11 января 2013 г:
«… прервал привычный образ жизни и стал буддистким монахом, уехал в Корею. На этом фоне у меня обострились многие проблемы Ваты: потеря ориентации, практически самолеквидироавлась координация, самая страшная была ментальная проблема потери разума с телом».
Так что – духовные практики должны быть при правильном режиме и питании, а то и до психиатра недолго :)
28 ноября 2013 г. в 10:21 -
Уважаемая, Лина.
Выходит что если соблюдать баланс между тамасичными и раджас продуктами 50/50 а также употреблять сатвичные то в общем итоге получаем сатвичную таки диету???
28 ноября 2013 г. в 17:13 -
Катерина,
не все так прямолинейно. 50/50 от какого состояния?
28 ноября 2013 г. в 19:11 -
Состояние викрити тридоша, допустим…
29 ноября 2013 г. в 6:01 -
Катерина,
поскольку аюрведа – это не точная наука, то даже в состоянии викрити тридоша диета 50/50 – чего? Веса, объёма, качеств, энергетики?
Как измерить 2 последние составляющие?
.
1 ложка раджастического продукта (допустим, красного перца) по энергетике и действию перевесит 1 кг тамасического (например, сковороду жареных грибов). Тут нужно понимание действия вкусов и энергетики умение сочетать. Та же самая 1 ложка красного перца сделает ту же сковороду жаренных грибов менее тамасичной, а если взять 50/50 – то есть такое невозможно.
Это как один пример подхода к планированию питания.
30 ноября 2013 г. в 6:40 -
Собственно баланс и самоанализ…
Спасибо, всё: теперь будем знать)
30 ноября 2013 г. в 6:42 -
Лина, вы суперадекватный и логичный психолог-аюведист :)
Побольше бы таких на просторах рунета!
6 сентября 2014 г. в 10:21 -
аюрведа писалась там, где круглый год растут овощи и фрукты. а как быть например народам севера?
я лично люблю грибы в любом виде и не считаю что они относятся к тамасу.
и люблю блюда с острым перцем.
сам я вегетарианец.
6 сентября 2014 г. в 11:36 -
Мит,
– аюрведические принципы очень легко применять в любом месте проживания.
6 аюрведических вкусов вычисляются в местных продуктах. Недостающии специи выписываются через интернет (мы в такое время живем, что все доступно). Все. Аюрведим хоть на Северном полюсе :)
И аюрведа – это не обязательно «круглый год растут овощи и фрукты», это не всем нужно. Многим эти фрукты-овощи могут ухудшить положение. Вата поднять до небес так, чтопотом ее можно будет успокоить только тяжелой мясной жиной диетой.
При нарушении пищеварения фрукты-овощи только ухудшают состояние. Так что не все так очевидно :)
– «люблю грибы в любом виде и не считаю что они относятся к тамасу»
– а аюрведа считает :)
Только недавно отвечала на этот вопрос, комментарий # 19 к посту
«Происхождение болезни»
Лина:
2 сентября 2014 г.
«..грибы находятся в гуне тамаса, состоят практически из одной не перевариваемой кишечником целлюлозы и являются самым неправильным и почти вредным продуктом, ничего, кроме брожения в животе не дающими (клетчатка их неправильная), что бы не говорили их защитники «Вкусненько под водочку и картошечку»
Понимаю, что звучит малоубедительно для северян, всю жизнь уверенных, что грибы – это правильная еда – «наши предки ведь ели». А где те предки? :)
А вегетарианцам на севере не холодно зимой? :) Холодно!
6 апреля 2015 г. в 9:53 -
Благодарю Лину и её читателей (с комментариями) за интересный и полезный материал!
Практикую бхакти-йогу с 2002 года.
Основной рацион – это вегетарианские продукты благости без убойной пищи (мясо, рыба, яйца).
Климат проживания – Сибирь, работал много лет на улице, каменщиком на стройке.
Для развития осознанности и божественной любви очень важна чистая саттвичная пища, по возможности свежие овощи и фрукты (сыроедение).
Кроме того, для искателей Истины я выложил материалы по работе с умом на своей странихке ВК. Там есть пошаговая инструкция к ПРОСВЕТЛЕНИЮ.
Всем божественной любви!
(ссылка удалена модератором).
6 апреля 2015 г. в 10:37 -
Олег,
Достойно уважения – -в Сибири, на вегетарианстве! Ваш пример может поддержать сомневающихся. Хотя у меня много консультируюшихся вегетарианцев именно из холодных регионов, с огромными проблемами, которые появились после нескольких лет (обычно 1-2 года с начала вегетарианства). Но это не показатель, как как те, у кого все в порядке – не обращаются. Ну вот вы поделились своим опытом. Спасибо!
К сожалению реклама (ссылки на сторонние источники) на моем сайте не практикуются, но желаюшие смогут найти вас ВК по указанной вами фамилии!
UPD:
“Вегетарианство без фанатизма”
и
“Признание сыроеда”
13 июля 2015 г. в 14:08 -
Лина, доброго дня!
Очень люблю Ваш сайт и часто им пользуюсь.
Вопрос к меня по поводу фруктов, которые Вы отнесли к тамастичным: авокадо, арбуз, абрикос и слива. У меня вышел спор с Сергеем Серебряковым на этот счёт. Он говорит, что эти все фрукты относятся к саттве, и что это неправильное понимание гун материальной природы. Я очень глубоко доверяю Вашему блогу. Но тут пришла в замешательство. На какие источники Вы опираетесь?
Заранее спасибо за ответ.
13 июля 2015 г. в 15:13 -
Анастасия S,
“Я очень глубоко доверяю Вашему блогу”
-”Доверять нельзя никому, порой даже самому себе” (с) :) (из известного советского сериала).
У меня об этом и пост есть “Я нашел в интернете информацию об аюрведе”
и в заглавном посту у меня написано :
“UPD:
17 апреля 2015:
Блог ведется 7-й год, и кое-что, что здесь написано (например о вегетарианстве) на данный момент мне не близко, потому что за время, прощедшее с написания, много чего изменилось в мировозрении, толпой идут на консультацию вегетарианцы с проблемами, гораздо бОльшими, чем у невегетарианцев.
В старых статьях не обязательно то, что я думаю на сегодняшний день. Писать это в предисловии к каждому посту не могу, корректировать – не имею времени, удалять тоже не могу – весь сайт поползет.
Так что не воспринимайте информацию здесь, как истину в последней инстанции, это мое личное мнение, изменяющееся со временем. Любой автор личного блога пишет то, что думает во время написания, а читатель – принимает, или отвергает.
А как иначе найдешь истину”.
Спорить с кем-то глупо, особенно основываясь только на информации моего сайта. Это же не академическое издание и не научная диссертация, что на то время изучала, то и писала, кто же теперь вспомнит – откуда это было взято :)
У одного и того же автора читаешь разное не только в разных книгах, а в одной умудряешься найти противоречия.
При спорах лучше не приводить сайтов, которые вы любите и считаете “правильными”. А то будет тоже самое, что творится на сайте кришна.ру, где все “ведические специалисты” обдоказывались, какие только они правильные, оскорбляя других.
При спорах я всегда применяю тактику, недавно описанную у меня в соцсетях:
“Я открыл было рот, но тут представил себе, в какие дебри нам придется забираться, как трудно будет объяснить, что такое метафоры, иносказания, гиперболы и просто ругань, и зачем все это нужно, и какую роль здесь играют воспитание, привычки, степень развитости языка, эмоции, вкус к слову, начитанность и общий культурный уровень, чувство юмора, такт, и что такое юмор, и что такое такт, и, представив себе все это, я ужаснулся и горячо сказал:
– Вы совершенно правы, Федя.”
(А.и Б.Стругацкие, “Сказка о Тройке”)
Да, возвращаясь к фруктам – конечно же – все фрукты относятся к саттве. Что я на тот момент изучала и перемудрила – теперь и не вспомнишь.
Стала исправлять в статье, чтобы не вводить в эаблуждение, но понимаю, что это скорее всего из курса Фраули, в интернете в электроном виде его лекций нет, поэтому поиск по этому запросу не дает результатов. Эти лекции у меня лежат далеко, их много, так что не знаю, когда до них доберусь проверить, почему он их записал в исключение.
Так что пока добавила “по мнению одних авторов, с которым не все согласны”.
Но, как я и написала – исправлять нет времени (как при издании книг пишут “Издание переработанное и дополненное”. Что попадается на глаза, конечно же исправляю.
Имя Фраули вызывает бурную реакцию у многих “ведических специалистов”. Но когда эти специалисты сделают, сколько сделал он, тогда и будем их слушать.
Спасибо внимательным читателям!
13 июля 2015 г. в 21:48 -
Лина! Спасибо большое за ответ.
Кстати, Сергей Владимирович Серебряков сказал, что Фроули очень доверяет и считает его большим специалистом в Аэрведе, а вот Васанта Лада не так почитает и считает, что он плохо переведен на русский. У меня есть возможность обращаться к первоисточникам – я училась у обоих. И прекрасно все понимаю.
“Доверяй, но проверяй”)))
Еще раз благодарю! Очень ценно, что Вы ответили.
14 июля 2015 г. в 5:45 -
Анастасия S,
я специально ничего не читаю на русском из аюрведического, так что с своему стыду даже не знаю, кто такой Серебряков (могу, конечно, погуглить), но все эти знания мне только мешают. Спасибо английскому, на которорый многое переведено, того, чего нет на русском. Да и сайты всех индусов аюрведических врачей тоже на английском , с очень хорошими материалами. Так что читаю на одном, пересказываю на другом.
“У меня есть возможность обращаться к первоисточникам”
– первоисточники это все-таки оригинальные тексты на санскрите :)
18 декабря 2015 г. в 5:13 -
Лина прошу вас помочь подсказкой в моих размышлениях.
Например для Питы. Яблоки – раджас, даже сладкие я в этом по сути убедился на сыроедении так же и бананы. А вот со сладкими апельсинами я не согласен с некоторыми авторами.
Пита активна в обед в этот период есть яблоки точно выходит противопоказано Пите. А если я беру сладкие яблоки, запекаю их в духовке и посыпаю корицей – тогда они становятся немного тамасичными и сатвичными? Правильно я понял?
Также например гречка, пшено и кукуруза – раджас пища – но если их пита ест иногда в виде каш на молоке + сахар сырец. Это должно по сути выравнивать раджас энергию больше к сатве?
Верны ли мои размышления или же я заблуждаюсь?
18 декабря 2015 г. в 14:55 -
Андрей,
почти на ваш вопрос я уже отвечала в 10 комментарии:
“сатвическое состояние – оно идет изнутри, никакими продуктами его не достигнишь (но они могут помочь). Это состояние приходит после определенного образа жизней и мыслей. Начинать надо с 8-ми ступенчатой йоги. Так и доберетесь до сатвического состояния. А в нем и есть-то не хочется”
Вы немного overanalyze (перемудриваете) с этими яблоками-бананами. В вашем состоянии (из описаных вами симптомов в других комментариях и вашем e-mail, который вижу только я, а чтобы другие различали – прошу ставить еще какую нибудь букву из фамилии) эти рассуждения могут завести вас в тупик.
Если вы правильно определили, то у вас очень высокая вата. И тут может получится как в том анекдоте:
“Сара, представляешь, то, что мы принимали всю жизнь за оргазм, оказалось астмой” :)
При высокой вате лечат повышенное давление, тахикардию, аритмию, вегето-сосудистую дистонию. А это всего лишь высокий ветер организма, которы очень быстро понижается.
Яблоки же – самый неподходяший фрукт при высокой вате, содержащий большое количество воздуха. На яблочной диете, на диетах с яблочным соком вату поднимает до небес. И она начинает, как сумасшедщая носиться, говоря, что это у нее раджас. Это – ветер.
Так что не перемудривайте с гунами, с готовкой яблок, круп. Действие дош сильнее.
Я всю свою жизнь живу среди людей вата-конституции, и меня, капху, никакими раджас продуктами не возьмешь. Я каждый день пью по 1-2 чашки масала чая, употребляюю помногу трикату, ложками всякие специи, кайенский перец, много яблок и всех перечисленных раджас-продуктов – меня ничем не проймешь, я совершенно спокойна, правда бывает иногда жарковато после приема специй (короткое время). А ваты вокруг меня и без всех приемов этих раджас продуктов борятся с проявлением высокого ветра организма. Прием же масала чая (раджас продукта) может их согреть и понизить воздух. Все это не так прямолинейно работает, увы!
Следуйте примерно указанным рекомендациям, которые почти у всех авторов одинаковы ( если сомневаетесь – ну и пропустите этот продукт), больше подбирайте продукты по энергетике (по аюрведическим вкусам), а из применения по гунам оставьте явное – не употребляйте не свежую еду, грибы и явные советы, не “мелочитесь”, высчитывая каждое зернышко. Это же с ума можно будет сойти от этого :)
19 декабря 2015 г. в 5:01 -
Спасибо за ответ. Чем далее читаю ваш блог и Фроули. Смотрю на себя и понимаю что я был Вата-Пита, теперь наверное Пита-Вата, так как проблем типа Вата уже почти не наблюдаются, хотя я понимаю что это относительно. Я понял вашу статью про «я определил свою конституцию» но у меня явно 50% вообще не совпадает с вата и 50% с пита дошей – примерно так. Просто мне было интересно про саму суть кулинарии, на этом акцент не очень то делаю, а про Сатву вы таки в точку попадаете – пища это только одна из частей Сатвы. Не хочу на пище «мешаться». Я бы с радостью был сыроедом далее – если бы фрукты и овощи насыщали меня, а так это не сыроедение, а какое то извращение – постоянные мысли «Поесть» – это уже явно не Сатва а извращение какое-то))).
Но есть же не просто соображения, а таки конкретные результаты. Например при переходе на овощи, после сыроедения балдел от тушеного лука. Ел его очень много, каждый день, тогда еще не знал что он одно из лучших блюд для успокоения Ваты, но по гунах он тамасичный. И это точно, я уже убедился в этом кучу раз – я просто от него тупею в прямом смысле этого слова. Если поел пареного лука даже за руль не сажусь – реакция сходит на нуль. Интересно очень за этим наблюдать.
Спасибо за настановления еще раз. Ваша статья про Вата-Питу дошу это как в яблочко про меня. Там 95% соответствий.
19 декабря 2015 г. в 11:46 -
Андрей В,
я еще раз сошлюсь на пост (с добавлениями). Sorry, ссылки не для вас, вы это все уже читали, но другим читателям непонятно – о чем мы с вами переписываемся.
“Я определил свою конституцию!”:
“Специалист также расспросит вас о всех ваших выделениях – это важные показатели состояния дош, общего состояния организма, ярко показывающие нарушение пищеварения, при котором ничего не надо повышать-понижать, а нужно заниматься именно восстановлением пищеварения по специальной методике.
Много еще всяких вопросов будет задано, помимо тех, которые вы видите в интернете (они тоже будут в опросниках, иначе откуда бы им было взяться в интернете). У меня на консультации при заполнении анкет еще добавлены вопросы из китайской медицины, ответы на которые дают очень хорошие подтверждения конституции. Только собрав все ответы вместе, правильно проинтерпретировав все составляющие, можно с большой достоверностью дать заключение.
В простых случаях, при ярко выраженной викрити можно конечно, с 100 % вероятностью можно определиться в интернете. Но это бывает нечасто.
Как я уже много раз писала, большинство людей начинает искать спасение в альтернативной медицине при “Нарушении пищеварения”, при котором очень часто бывает расстройства тридоша и его по интернетовским тестам определить трудно.
Мне каждый пятый на консультации пишет:
“Честно говоря, удивлена/возмущена/разгневана, что вы определили мою викрити как капха/пита/вата. Я уже целую неделю читаю интернет была уверена в прямо противоположном.”
Ну, а потом, когда дочитают все рекомендации до конца, картина сложится и уже после пищут “Конечно же, вы были совершенно правы, я бы это никогда не свела все вместе,и не только по определению викрити, а по предполагаемым проблемам, на которые вы указали. Я о них подозревала, но врачи говорили, что все анализы в порядке. А вы обьясняете, что по анализам (чего?) не показываются многие начинающиеся проблемы”.
“Я бы с радостью был сыроедом далее”
– я вам уже отвечала в комментариях к другим постам – при вашей (возможно) высокой вате и явно описываемом вами нарушении пищеварения, сыроедение приводит только к ухудщении состояния. Здесь нужно заниматься не повышением-понижением отдельных дош,а восстановлением пищеварения, при котором и доши приходят в баланс.
“Но есть же не просто соображения, а таки конкретные результаты. Например при переходе на овощи, после сыроедения балдел от тушеного лука. Ел его очень много, каждый день, тогда еще не знал что он одно из лучших блюд для успокоения Ваты, но по гунах он тамасичный. И это точно, я уже убедился в этом кучу раз – я просто от него тупею в прямом смысле этого слова. Если поел пареного лука даже за руль не сажусь – реакция сходит на нуль. Интересно очень за этим наблюдать”-
– все таки “тупею” за рулем нельзя определить. Тупость – это поведение нетренированного мозга, когда взрослый человек не может повторить таблицу умножения, проспрягать глагол, решить простую логическую задачу, на вопрос про Фому отвечает про Ерему, отключить зомбоящик и не повторять глупости, из него несушиеся – вот это тупость.
А то, что после тушенного лука происходит понижениие ваты (воздуха организма), уходит беспокойство в голове и нервные движения в теле – это приближение к балансу. То, что реакция за рулем становится хуже, так это может быть при любой еде. Посля любого обеда (особенно тяжелого обеда, или мясного), практически всем хочется прилечь подремать.
Многие просто не едят плотно (или вообще ничего не едят перед ответственной работой, когда нужно внимание). Я, например, когда затеваю что-то по хозяйству, (работу в саду, ремонт) – никогда ни ем и не отдыхаю. Если перекусил и сел отдохнуть – все, не встанешь, или будещь работать спустя рукава. Я намечаю себе несколько часов, которые я собираюсь посвятить работе и делаю, без перекусов и отдыхов. А уже потом – ешь, все, что хочешь и дреми на диване. И это не “тупость мозга””, и не тамас. Это перенаправление энергии, она идет туда, где больше всего нужда в данный момент в организме. В случае еды энергия сразу перенаправляется для переваривания пищи.
Так что ваше определение “тупости” после употребления тушенного лука похоже на рассказаный в предыдущем комментарии анекдот про оргазм и астму. Вы думали это это тамас, а это – приближение к балансу :)
20 декабря 2015 г. в 3:39 -
Да))) Ну и в дебри мы с вами забрались. С ваших ответов на блоге есть такие типа – бобовые это раджас пища, а если добавить астафиду – тамас специю – получиться сатвичное блюде. В этом и заключался мой вопрос изначально:). Про лук вы попали в точку. Возможно действительно вата нормализировалась и поэтому было такое состояние. Да ладно, по интернету не люблю очень общаться, а то вроде хочешь написать одно, а получается иное или же нужно полностью раскрывать картину, а это нужно наверное всю свою жизнь описывать:). Да кому оно нужно. Ладно, буду учиться далее. Спасибо за информацию! Удачи!
4 ноября 2018 г. в 5:37 -
Нигде в Бхагавад Гите не сказано что тяжелая или жаренная пища не саттвична. это просто ваши выдумки.
Кстати в Шримад бхагаватам есть шлока где говорится что когда человек делает утверждения не подкрепленные авторитетом писаний то это признак тамаса. Так что избавляйтесь от тамаса.
4 ноября 2018 г. в 8:00 -
Сева,
Что вы хотели сказать «не сказано… не саттвична»? Так не сказано или не саттвична? Выражайтесь четче.
«Шримад бхагаватам» не является истиной в последней инстанции, а только одной из одной из восемнадцати основных Пуран.
И там не указаний для вас ставить диагнозы, но которых вас не спрашивали — от чего мне избавляться.
У себя в блоге вы можете ставить диагнозы раздавать свои советы, сколько вам угодно.
27 октября 2020 г. в 4:59 -
Скажите пожалуйста кто составитель данной таблицы?
По какому принципу делится пища? Ведь должна быть принципиальная цель за таким делением.
Если деление проходит лишь по признаку, то это поверхностное деление.
Деление пищи по гунам должно приводить к какому-то результату.
Если мы просто делим пищу и не думаем о последствиях к которым приводит принятие такой пищи, то такое деление не имеет практической ценности
27 октября 2020 г. в 5:27 -
Оксана,
Этот пост почти 10 летней давности.
В начале блога и во многих постах я писала, что на текущий момент много информации устаревшей, не совсем подтвержденной, На исправление и выискавание несоответствий у меня нет ни физических возможностей, ни времени.
Убрать подобные посты невозможно по техническим причинам, так как весь блог будет неправильно отображатьс. Поэтому просто пропускаете подобную информация и ищите более свежию в сети по этой же теме.
Написала в начале и конце поста:
«Информация неподтвержденная, устаревшая, ищите под тем же названием более новую в интернете»
6 июля 2022 г. в 15:40 -
Добрый день Лина.
Спасибо Вам за Ваш блог.
Подскажите пожалуйста какое оптимальное количество приемов пищи должно быть в день и когда? За ранее благодарю.
7 июля 2022 г. в 14:17 -
Леонид,
В аюрведе следование определенным правилам жизни (распорядок дня) называется диначарья («дина» – день, «ачарья» – деятельность).
Прием пищи там рассматривается в привязке к силе агни (огня пищеварения)
Агни нарастает с утра, достигает своего пика примерно в 12 часов, а потом постепенно снижается, достигая своего минимума к 18-19 часам.
Время питты (огня) 10-14 часов. В это время пища перерабатывается лучше всего, поэтому основную пищу лучше принимать в это время, а не переносить на обильный ужин (что принято во многих культурах). Время капхи (замедления всего, и пищеварения тоже ) – это 18-22 часа.
Вот и расчитывайте время своего ужина – или укладывайтесь до начала периода капхи, или ужинайте совсем легко.
За временем капхи идет вечернее активное время питта доши (22 – 2 утра), и то, что хорошо в дневное время (более активная переработка), ночью неприемлемо. В 22 часа нужно уже быть в постеле, а не ужинать. Ужин перед сном большинству дает беспокойный сон. Но бывают и исключения –
беспокойной вата доше еда перед сном помогает унять ветер организмам дает более спокойный сон.
Хотя в среднем рекомендуется 2-4 приема пищи в день, но обязательных приемов нет, есть только разумные правила, зависящие от состояния, времени года, места приживания. Питание жарким летом людей одинаковой конституции, допустим, в экваториальной стране, будет совсем другим, чем в это же время в северной стране.
Утром агни слаб, поэтому по аюрведе рекомендуется легкий завтрак, в отличие от некоторых систем оздоровления, рекомендуюшщх плотный завтрак, как гарантию получения достаточного количества энергии на день.
Основные правила приема пищи такие:
1. Нет голода – пищу не принимать, даже если пришло время вашего завтрака/обеда/ужина. Рекомендуется просто пропустить этот приём (особенно это относится к завтраку и ужину).
2.3.3 и т.д правила – это все о приготовлении пищи с любовью, о принятии ее в хорошем настроении, с благодарностью и т.д.
Важно помнить о силе пищеварительного огня, и если пищеварение слабое или нарущенное, то нужно корректировать и время приема пищи и количество специй, принимаемых для поднятия огня.
Сутки (и сезоны) делятся на периоды активности дош, об этом можно прочитать в посте «Доши (возраст, периоды, сезоны)»:
«Суточное движение элементов влияет на наше тело через доши.
На рассвете усиливается влияние элемента Воды, и больше секретов капхи перетекает из дхату (тканей) в желудочно-кишечный тракт.
В полдень (время aгни) увеличивается секреция питты, вызывая голод и жажду и усиливая процессы преобразования.
В конце дня и рано утром (перед рассветом), то есть во время усиления вайю, тело становится подвижнее и активизируются процессы изгнания отходов.
В течение периодов преобладания той или иной доши избыток этой доши накапливается в дхату (тканях) и под влиянием силы тяжести перетекает в полые структуры тела. Доши перемещаются из дхату к слизистым оболочкам внутренних органов, в том числе они снова становятся доступными в пищеварительном тракте.
Что еще общего можно сказать о режиме приема пищи?
Вата доше требуется частый прием пищи, это ее успокаивает, заземляет, понижает ветер организма (снижает нервозность).
Питта доше такой частый прием не требуется, но ей просто нужно (по своим внутренним ощущениям) питаться в определенные ею часы. Как только пропускается или задерживается время принятия еды, питта начинает «озверевать» и накидываться на любую еду (в отличии от вата доши, которая просто нервничает).
Спокойнее всех к еде относится (ментально) капха, но она же и больше всех склонна к перееданию – спокойно сидит и есть всев, что попадается на ее пути.
О количествах еды – чем скромнее, тем лучше. Значение еды в нашей жизни слишком преувеличено.
Я, например, живя по аюрведическому режиму своей доши еще и много лет придерживаюсь прерывистого голодания, ем 2 раза в день – в 8 утра и в 14. Все. Никакого голода нет,как капхе, мне легко переносить длительные перерывые в еде. Но и остальные члены моей семьи (среди них и вата конституция, и питта – точно так же отлично переносят это периодическое/прерывистое голодание).
Я не призываю никого следовать моему примеру и отказываться от какого-то приема пищи, просто моя семья избрала такой стиль. Я просто хочу показать, что отсутствие приема довольного большого обьема ужина не страшно, как многим кажется.
11 декабря 2023 г. в 0:43 -
Я увлекся чтением вед и Бхагавад Гиты, стал вегитарианцем…читаю махамантру… Храма в городе где живу нет и вообще в Португалии с ведантизмом очень туго.
Работаю ,можно сказать на стройке, обед готовлю с вечера, почти сутки проходит до употребления…как же мне питаться в благости…по мере того как я узнаю больше,всплывают новые и новые трудности соблюдения предписаний…. даже не знаю как быть … столько усилий,и всё сложнее дальше…
11 декабря 2023 г. в 10:20 -
Андрей,
В современном мире все гораздо легче, можно обойтись без храмов в городе, многие встречи проходят on-line. Хождение в храм не обязательно равно глубокому изучению и погружению в тему. Я в давние годы изучала все самостоятельно, и когда попадала в ашрам, центры йоги, то меня спрашивали – «Откуда вы все это знаете?».
Вы пишете о ведантизме. Какую школу вы избрали? Новые школы в рамках веданты появляются постояннно, каждая из них развивается независимо, основываясь на собственной учительской традиции и занимаясь разработкой и оттачиванием частных вопросов своего учения. Как единое учение веданта в современном мире не сформирована. Поэтому вам лучше искать соратников вашей школы именно on-line и им задавать интересующие вас вопросы. Я на многое в рамках веданты (и других религиозно-филосовских школ ответить не могу), я не принадлежу ни к одной из них.
«Я увлекся чтением вед и Бхагавад Гиты, стал вегитарианцем».
–// главное, чтобы ваше увлечение не переросло в фанатизм. Он вреден. И лучше следовать «Вегетарианству без фанатизма».«Ведическая кулинария. Мясо»
«как же мне питаться в благости?»
–// поступайте как можно ближе к рекомендациям вашей школы – это лучшее, что вы можете сделать в текущей ситуации. Вообще-то Всевышнему все равно – что вы едите, эти ограничения придуманы людьми. Главное – как вы мыслите. Мысли важнее. И даже если неподходящую еду вы сьедите в неподходящее время с правильными мыслями, то все пойдет на пользу, тело получит нужные ему вещества (ведь для этого же мы потребляем пищу?).