О Пракрити и Викрити (врожденной и текущей коституции) я немного упоминала. Довольно часто меня спрашивают (больше всего – в комментариях к разным постам) “Так как же мне узнать свою Пракрити и нужно ли мне к ней стремиться?” .
Пракрити – это то состояние, в котором мы родились и оно будет идти с нами по всей жизни. Эта уникальная комбинация Ваты, Питты и Капхи в нашем организме придаeт нам неповторимую индивидуальность. Этим сочетанием также обьясняется почему разные люди по разному реагируют на одинаковые условия и обстоятельства. Пракрити каждого индивидуальна, как отпечатки пальцев. Почти всегда Пракрити (врожденная конституция) остается с человеком на всю жизнь. Под действием различных факторов это состояние меняется. И тогда мы уже говорим о Викрити (текущем состоянии).
Как же определить Пракрити? Идеально – иметь свой гороскоп рождения, составленный Ведическим астрологом. Там, по положению планет, стихий и элементов ясно видна картина. Но, в реальной жизни далеко не все могут воспользоваться услугами Ведического астролога (их просто очень немного).
Но с достаточной точностью можно определить свою Пракрити без гороскопа.
Пракрити – это почти Судьба, и то, что в ней заложено, сопровождает нас всю жизнь.
Почти всегда Пракрити будет соответствовать Викрити (с разными вариациями, наслоениями, отклонениями под действием текушей ситуации).
Но это соответствие будет видни только специалисту, при подробном опросе. Можно, конечно, попытаться определить свою Пракрити и по многочисленным тестам на интернете, но точность – неизвестна.
Если вы читаете эту заметку на этом блоге, скорее всего – это не первый для вас материал по Аюрведе и вы хотя бы немного ориентируетесь (если нет – попробуйте пройтись по оглавлению на этом блоге). Т. е. вы уже представляете себе Аюрведические типы и их основные проблемы.
Если у вас всю жизнь была худоба, сухость кожи, трудности опорожнения кишечника, бессонница, нервозность, раздражительность от ветра и громких звуков – скорее всего ваша Пракрити будет – Вата.
Всю жизнь проблемы с желудочно-кишечным трактом, язвы, гастриты, повышенная кислотность, проблемы с печенью, высыпания на коже, гневливость, ненависть к солнцу и жаре – скорее всего ваша Пракрити – Питта.
Если вы все детство ходили в соплях, ангинах, а во взрослом состоянии у вас проблемы с весом, отеки, заложенность верхних дыхательных путей, любовь к сухому теплу и мягким перинкам, лень – скорее всего, ваша Пракрити – Капха.
Ну и т.д. Сами понимаете, что это все очень приближенно и смотреть надо на постоянно повторяющиеся симптомы на протяжении всей жизни.
И вот главный вопрос: Пракрити определена и что теперь с этим делать? Стремиться к ней и поддерживать?
Во многих современных источниках по Аюрведе существует такая точка зрения:
“Чем Викрити ближе к Пракрити, тем человек чувствует себя гармоничней. Чем эти параметры дальше друг от друга, тем организм разбалансированней. Аюрведа учит, что ваша Викрити может изменяться разными методами (стиль жизни, диета, йога, пранаяма, медитации) и приближаться к Пракрити. Надо узнать свою свою Пракрити и ее придерживаться”.
Давайте размышлять – зачем же ее поддерживать, если она и так приносит всякие неполадки (своей повышенной Ватой, Питтой или Капхой)? Просто надо это знать и быть готовым к тем неполадкам, которые эта повышенная Доша может доставить. А стремиться все-таки надо к балансу Тридоша (всех трех Дош). Этот баланс необходим для оптимального здорового состояния.
Сушрута пишет, что нет болезней, происходящих не по причине дисбаланса Тридоша.
Чарака также пишет, что причиной всех болезней является дисбаланс Тридоша.
О сбалансированном состоянии Тридоша говорят древние Аюрведические тексты, которые для современного читателя приводит М. Мезенцев (Матхура Мандала даса):
“Физиологические характеристили Тридоша”:
“Знания о Тридоша являются основополагающей системой в Аюрведе. В двух словах ее можно представить следующим образом: существуют три Доша – Вата, Питта и Капха, равновесие и баланс которых дает человеку долгую, гармоничную, здоровую и радостную жизнь, но если их равновесие нарушается, то этот процесс приведет в конце концов к возникновению болезней и разрушению тела. Аюрведическое лечение сводится к возвращению в исходное положение в соответствии с индивидуальной, с рождения заложенной Природой, расшатавшихся и вышедших из равновесия доша, что приводит к полному выздоровлению и достижению внутренней гармонии с собой.
Глядя на аюрведические тексты, можно сказать, что изо всех четырех Вед они в некотором смысле перекликаются с Атхарваведой, но все равно ни в одной из них нет даже намека на существование Тридоша, этих трех основных составляющих нашего тела.
Разве что в Ригведе можно найти некоторые шлоки, где говорится, что тело состоит из трех субстанций:
трир-но ашвина дивйани бхешаджа
трих партхивани трир-удаттамадвйаха
оманам самйур-мама кайасунаве
тридхату шарма вахатам шубхаспати
(Ригведа)
Один из комментаторов Ригведы, Сайана, интерпретируя выделенную шлоку, утверждает, что когда Тридхату – Вата, Питта и Капха находятся в равновесном балансе, тело послушно и не болеет, а его хозяин пребывает в счастье и радости. Тридоша иногда называют Tридхату, потому что, если они находятся в состоянии баланса, они формируют тело.
….Тридоша иногда называют нечистотами, или побочными продуктами, потому что в процессе пищеварения они способствуют формированию побочных продуктов, загрязняя тем самым организм, а при дисбалансе разрушают тело с выделением большого количества нечистот.
В основном же Вата, Питта и Капха называют “Доша”, т.е. “болезненные начала”, ведь они имеют тенденцию разрушать все субстанции в организме, выходя из равновесия” (конец цитаты М. Мезенцева).
Надеюсь, немного стало понятнее, что стремить надо к балансу Тридоша, а не к поддержанию своей Пракрити.
Пракрити надо знать, чтобы быть готовым к ее “сюрпризам”.
Пракрити (в философском плане).
Философия Санкхья ситает, что существуют 24 принципа, или элемента, составляющих материальную природу; а Пуруша, Высший Дух, является 25 принципом.
Пуруша – это мужское начало, а Пракрити – женское начало.
Пуруша входит в лоно Пракрити, материальной природы, благодаря Его божественной воле и сознанию формируется все многообразие Вселенной. Высший Дух – Един, но, желая стать многим, Он умножает себя. Таким образом. Вселенная – это дитя, рожденное из лона Пракрити, Божественной Матери. Эта глава, являясь трудной для читателей, не имеющих первоначальных знаний об излагаемом предмете, может быть прочитана с начала, с конца или с любого места, как будет удобно.
Пракрити творит все формы во Вселенной, в то время как Пуруша наблюдает за этим творением. Эта изначальная физическая энергия содержит три характерных признака, модуса – гуны, которые пронизывают всю природу.
Три гуны – это саттва (равновесие, чистота), раджас (движение) и тамас (инерция). Эта триада – основа всего сущего, и в Пракрити гуны находятся в балансе. Когда этот баланс нарушается, возникает взаимодействие гун, порождающее эволюцию Вселенной
(Васан Лад).
Посты по теме:
Доши (возраст, периоды, сезоны)
Я определил свою конституцию-2
Сама и Нирама (доши с амой и без амы)
Прана, оджас, теджас – духовные двойники дош
Наследство от родителей и выбор партнёра
Запись на консультацию по здоровому образу жизни в соответствии с аюрведой производится на странице «Консультации».
15 октября 2010 г. в 13:13 -
честно говоря ничего не понятно. Так всетаки викрити=пракрити или викрити = тридхату?????
15 октября 2010 г. в 13:19 -
жень-шень,
Конец заметки:
“Надеюсь, немного стало понятнее, что стремить надо к балансу Тридоша, а не к поддержанию своей Пракрити.
Пракрити надо знать, чтобы быть готовым к ее “сюрпризам”.
17 октября 2010 г. в 5:46 -
Лина, спасибо! Все очень четко “разложила по полочкам”. Действительно, многие об этом спрашивают: “К чему стремиться?” К балансу всех трех дош!
Люди, у которых в Пракрити сбалансированная тройная конституция от природы должны иметь хорошее здоровье, но если у них возникает дисбаланс, то лечить их намного сложнее, чем тех у кого преобладает двойная конституция.Так?
18 октября 2010 г. в 10:03 -
Larisa,
Скорее всего – зависит от типа расстройства. Нут нет однозначных ответов. Все – по ситуации.
20 октября 2010 г. в 22:33 -
По моему этот вывод не логичен.
“Надо узнать свою свою Пракрити и ее придерживаться». Далее “Давайте размышлять – зачем же ее поддерживать, если она и так приносит всякие неполадки”
Не Пракрити приносит неполадки, а Викрити! Если бы Пракрити не изменялась под действием обстоятельств, что может произойти даже сразу же после рождения, то человек был бы идеально здоровым. Отсюда вывод, что Викрити надо приближать к Пракрити всеми возможными способами.
Ведь все отклонения от Пракрити дают проблемы.
21 октября 2010 г. в 10:04 -
жень-шень,
Вашe замечание: «По моему этот вывод не логичен.»
Прочитайте внимательно:
Во многих современных источниках по Аюрведе существует такая точка зрения:
«Чем Викрити ближе к Пракрити, тем человек чувствует себя гармоничней. Чем эти параметры дальше друг от друга, тем организм разбалансированней. Аюрведа учит, что ваша Викрити может изменяться разными методами (стиль жизни, диета, йога, пранаяма, медитации) и приближаться к Пракрити»
Т. е. в посте не моя точка зрения, а некоторых современных источников.
26 октября 2010 г. в 1:52 -
Я так и знала! Спасибо)
Пракрити у меня Пита сухой тип, Викрити – ну почти Пита, прошла много разных тестов, результы практически одинаковые, последние 58-60-54, 71-75-71 и т.д., т.е Пита преобладает, конечно, но не сильно. Мое внутренне ощущение всегда было, что стремиться надо именно к Тридоша, но буквально вчера аюрведический консультант сказала мне, что надо уравнивать Пракрити и Викрити, т.е. мне нужно срочно снижать Капху и Вату. Но внутри у меня все восстает против этого, не хочу быть просто Питой, вернуться к Пите, значит вернуть в себя все то, от чего я так старательно избавлялась годами.
Теперь мне полегчало, все же есть на свете интуиция).
26 октября 2010 г. в 10:03 -
Людмила,
Ну вот то-то и оно, очень часто интуиция Вас ведет и Вы чувствуете (чтобы Вам не говорили авторитеты – Вам этого не надо).
Зачем Вам поднимать Питту, полыхать от жара и страдать всякими ее болезнями? Здравый смысл должен преобладать!
27 октября 2010 г. в 4:37 -
Людмила, Тридоша – это не идеал, это только один из возможных сочетаний дош, когда все три доша выражены в равной степени. У каждого свой баланс дош, а выздоровление – это не равное количество дош а возвращение к их здоровому соотношению.
27 октября 2010 г. в 4:41 -
Т. е. в посте не моя точка зрения, а некоторых современных источников.” тогда все понятно. современные “ученые” чего только не пишут.
29 октября 2010 г. в 0:58 -
жень-шень,
конечно, я понимаю!
13 декабря 2010 г. в 14:46 -
Здравствуйте!
Помогите разобраться с моей ситуацией.
Я по конституции Капха. Густые жирные волосы, толстая, жирная кожа, густые брови, и полнота, с которой мне очень тяжело бороться. Однако по характеру я Вата-Питта. Даже больше Вата. ( кость тонкая ) И у меня неврозы, мучающие меня уже 7 лет.
Скажите пожалуйста, что мне делать что бы и неврозы прошли и полнота тоже…
Спасибо заранее.
Oчень интересный сайт!
13 декабря 2010 г. в 18:55 -
Тоня,
«Я по конституции Капха»; «Однако по характеру я Вата-Питта. Даже больше Вата. ( кость тонкая)»
–// Кость тонкая к характеру не относится (значит, по внешнему виду – Вы больше Вата)
Физическая конституция может отличатся от ментальной (что видно из вашего сообщения – Капха, но по характеру – Вата –Питта).
Теперь спросите сами себя – Вы уверены, что Вы – Капха?
Если бы Вам конституцию определял aюрведический специалист, то он бы wам и остальное рассказал.
А если определяли wы сами – возвращаемся к предыдущей заметке “Я определил свою конституцию!”
При самодиагностике зачастую можно неверно определить, так как все необходимые компоненты для определения представлены не полностью на тех сайтах, где проходят тесты. Эти сайты не для самодиагностики.
Я тоже не берусь диагностировать по нескольким словам, но неврозы – это показатель разбалансированной Ваты.
Существуют 2 общих типа нарушений ваты – вата-дефицит и вата-блокировка. При вата-дефиците идет иссущивание организма, истощение, дефицит жидкостей.
А при вата-закупорке блокируются каналы за счет скопления ваты, с одновременным аккомулированием амы(токсинов), капхи и питты. В этом случае проявлять могут болезни, характерные для любой доши. Такое накопление Ваты может привести к ожирению.
Повторяю, это только мои предположения, о вашей заблокированной вате. Существует достаточно много причин обострения вата доши.
Заблокированна вата (и неврозы) очень хорошо нормализуются Пранаямой (дыханием) и Медитациями. Конечно, в комплексе с очистками и образом жизни.
Успехов!
14 декабря 2010 г. в 6:47 -
Большое спасибо за ответ, я понимаю, что по тестам в интернете точно не определишь. Но тест совпал с моим выводом, что я вата-питта ( вата в большей степени, Я творческий человек, вечна в поисках себя :-)) . Просто ввело в заблуждение то, что везде утверждается, что вата ну никак не толстеет, а у меня эта проблемма была всегда- склонность к полноте.
Скажите пожалуйста, если вата заблокированна, то в питании мне нужно придерживаться Вата-доши?
Спасибо большое, извините за доставание :-)
14 декабря 2010 г. в 10:05 -
Тоня,
Я не могу давать вам никаких конкретных советов, так как причина ваших проблем – предположительна.
И если я дальше буду предполагать, то это может повести wас по неправильному пути.
Единственное, такие проблемы, как wаши почти всегда сопровождаются накоплением aмы(токсинов), которые блокируют каналы и замедляют метаболизм (одна из причин повышенного веса).
Зачастую излишек веса называют состоянием «Вата блокирует капху». Т.е и вата и капха несбалансированны. Вата блокирует капху – и результат – повышается содержание жира и жидкости (капха составляющие). Т.е. по идее нужно понижать капху. Но диета анти-капхи и аюрведические препараты будут помогать здесь мало, только приводя заблокированную Вату еще в больший дисбаланс
Не все так просто. В этом случае –надо «двигать» вата дошу чтобы «пробить» блоки.
Пробивается это (как я уже писала в предыдыщем ответе) движением в Асанах и Пранаяме.
Отлично помогает Панчакарма (убирает аму и разблокирует вата дошу).
Но причины вашего повышенного веса могут находится и в других областях – слабый агни (огонь пищеварения – это питта дисбалас) и т.д.
По аюрведе, если разбалансированны 1 или 2-3 доши, начинают с приведения в порядок вата доши
Ну и главный совет (не только аюрведический) – есть меньше, заниматься больше. Работает!
14 декабря 2010 г. в 14:18 -
Огромное спасибо за внимание! Я почитала о вата-закупорке. Вроде похоже на моё состояние. Прочла, что очищение делают острыми травами. Дело в том, что я сейчас кормлю грудью, можно ли при кормлении проводить очистку со слабительными и горькими и острыми травами?
14 декабря 2010 г. в 18:01 -
Тоня,
При кормлении однозначно нужно отложить все резкие чистки. Все ведь сразу идет в молоко. Можно навредить малышу.
15 декабря 2010 г. в 7:29 -
Тогда отложим чистку на годик. :-)
Скажите пожалуйста, я так и не поняла, при вата-закупорке каких продуктов я должна придерживатся? Которые успокаивают вату?
15 декабря 2010 г. в 8:06 -
Тоня,
Читайте мои предыдыщие ответы Вам:
«Я не могу вам советовать что-то конкретное. Я только могу предполагать, что у вас возможно может быть заблокирована вата».
А у вас может быть что-то другое. Начав следовать моим совета (которые я не даю на основании самопоставленных диагнозов с интернета), Вы можете пойти по неправильному пути.
Мой сайт (как и многие ему подобные) – только для образовательных целей и никак ни для самодиагностики и самолечения.
Это я повторяю постоянно, особенно в недавней заметке:
«Я определил свою конституцию!»
15 декабря 2010 г. в 8:21 -
А где же найти правильный ответ? Я живу в Греции, пока не встречала тут специалистов по Аюрведе…даже не знаю, куда обратиться за советом.
15 декабря 2010 г. в 12:38 -
Тоня,
Специалистов и правда – немного. Но когда вам действительно будет нужно – Вы обязательно найдете.
Это как с ученичеством “Когда ученик готов, появляется Учитель”.
14 января 2011 г. в 11:53 -
Здравствуйте!
осоветуйте, пожалуйста: у меня пракрити – тридоша, а викрити – вата (причем, кажется, большой дисбаланс: с детства худоба, насморк, проблемы с жкт).
Как мне организовать питание: уравновешивать вата-дошу или увеличивать питту и капху? Как в этом случае подбирать продукты? И следует ли делать промасливание?
Спасибо.
14 января 2011 г. в 21:02 -
мария,
Информации очень недостаточно. Смотрится, как нарушение тридоша – худоба – может быть от дисбаланса ваты, насморк – дисбаланс капхи (или просто грибковая инвазия), проблемы с желудком – печенью – дисбаланс Пптты. Но вы указали “проблемы жкт” – а уж желудок это или кишечник – не ясно. Если кишечник – то тоже может быть проблемы вата доши.
О промасливании – наблюдайте за собой. Если видите излишнюю сухость организма (сухая кожа, запоры) – то скорее всего, промасливание пойдет на пользу.
О продуктах: в aюрведических клиниках во время процедур зачастую дают однообразную еду в течение длительного времени – это Кичари:
Кичари отлично уравновешивает все доши. Очень питательно и довольно вкусно. Можно держатся на нем довольно долго – сьел несколько ложек и несколько часов сыт. Если совсем голодно – добавляйте то, что вам нравится. А со временем убирайте.
И позже, когда все придет в норму, следите за своим состоянием. Какая доша повысилась – ту анти доша диету и применяйте.
В организме все очень подвижно. Нет раз и навсегда поставленных диагнозов.
Успехов!
15 января 2011 г. в 8:24 -
Большое спасибо за рекомендации! Проблемы, действительно, с кишечником (врачи говорят: врожденная долихосигма), но я надеюсь с помощью аюрведы все наладить (много интересного узнала на вашем сайте). А антидоша диета – это означает, что надо использовать продукты, подходящие ТОЛЬКО для одной конкретной доши?
15 января 2011 г. в 8:36 -
Мария,
Следите за симптомами – повысилась, например, питта – идете в раздел “Высокая Питта” и следуете тем указания, которые ее понижают. Понизили, но теперь может повысится (к примеру – капха (если это на самом деле капха, а не проявление грибковой инвазии) – сопли ручьем, отеки и т.д.) – смотрим, что нужно делать при высокой капхе.
Это все специально утрировано, в жизни так редко бывает, но я написала это специально, чтобы был понятен смысл – что делать.
13 февраля 2011 г. в 2:39 -
“что стремить надо к балансу Тридоша” – Не согласна что нужно стремиться к балансу трех Дош. Нужно стремиться к нашей изначальной природе, а это пракрити.
7 июля 2011 г. в 5:27 -
Аштанга Хридайам Самхита, Сутрастхана 1.20 гласит:
रोगस् तु दोषवैषम्यं दोषसाम्यम् अरोगता
rogas tu doṣavaiṣamyaṃ doṣasāmyam arogatā
Перевод прост:
“Болезнь есть неравновесие дош, здоровье – равновесие дош”
Эта шлока всё объясняет. Стремиться нужно к балансу тридоша, понимая пракрити
7 июля 2011 г. в 7:22 -
Андрей, огромное спасибо! Если уж такие специалисты подтверждают – я думаю, больше вопросов у читателей не будет. Буду ссылаться на Вас!
Сейчас добавлю Ваш комментарий в статью, чтобы не затерялся.
7 июля 2011 г. в 8:30 -
Лина,большое спасибо,что Вы есть! Побольше бы таких профессионалов!
20 августа 2011 г. в 17:18 -
Подскажите, пожалуйста, что делать, если по викрити получаются примерно равные доши (В38% П30% К32%), а по пракрити преобладает Питта, причем существенно (В12% П50% К38%)?
Если приводить состояние к пракрити, нужно существенно снижать Вату, не противореча режиму Питты (не есть острое?). А если стремиться к равновесию дош, то нужно просто снижать Вату? Или вообще ничего не трогать, т.к. доши уже примерно равны? В то же время хочется немного похудеть (т.е. снизить Капху).
Извините за, может быть, странные вопросы, только начала разбираться в этой теме, весь день изучаю информацию.
асибо заранее.
20 августа 2011 г. в 19:58 -
Елена,
а подобные вопросы я уже отвечала в постах:
«Я определил свою конституцию!»
и «Пракрити или Тридоша – к чему стремиться?»
Я думаю, после прочтения у Вас прояснится.
Успехов!
27 февраля 2012 г. в 5:45 -
Я представляю какое нужно терпение со всеми нами….Спасибо Вам Лина,да хранит Вас и Вашу семью господь!
27 февраля 2012 г. в 6:45 -
Галя,
Спасибо на добром слове!
2 марта 2012 г. в 10:49 -
Лина, подскажите, пожалуйста!
Обращалась к ведическому астрологу, он определил мою пракрити как Питта-капха (много питты).
По разным тестам у меня больше всего ваты. По состоянию с детства проблемы питта-плана (печень, поджелудочная, кожные…), капха – тоже довольно выражено.
А в психическом плане, судя по всем описаниям, лидирует вата.
Какие доши мне сдерживать? В зависимости от текущего самочувствия?
6 марта 2012 г. в 21:42 -
Анастасия,
Вам надо разбираться со специалистом по Аюрведе.
В общих коротких ответах на этом общеобразовательном сайте вы не найдете полные ответы на свои вопросы.
28 июля 2012 г. в 4:13 -
Лина, помогите разобраться.
Мой тип питта-вата. Определен индусами по пульсу и по гороскопу. Но все детство я ходила в соплях, ангинах, и сейчас “любимая болезнь” ангина.
Tакже характерны отеки, заложенность верхних дыхательных путей, любовь к сухому теплу и мягким перинкам, лень, вес у меня нормальный, но это только вес, потому что мышцы неразвиты, и вообще спортом никогда не увлекалась, так что вся масса в основном за счет жира.
Не понимаю какую дошу начинать корректировать.
28 июля 2012 г. в 6:54 -
Надя,
По гороскопу (если он правильно составлен (для чего нужно знать очень точные параметры рождения – в идеальном случае с точностью до 4 минут, так как картина планет меняется на небе каждые 4 минуты) определяется Пракрити (врожденная конституция). Она дает указание на многие потенциальные проблемы в дальнейшей жизни, но Викрити (текущее состояние) может быть какое угодно.
Викрити определяется по тестам и (более широко обозначаемое состояние) и по пульсу – состояние на данный момент. Пульс же меняется в течение суток.
Так что – может Вы и Питта-Вата, но что сейчас проявляется на физическом уровне и за что первое приниматься – неизвестно:)
13 ноября 2012 г. в 15:14 -
Лина, здравствуйте!
Ни где не могу найти информацию по питанию и физ нагрузкам для тридошных типов с учетом сезона. Я ближе к Ватта- Питта, но Капха тоже присутствует..
Как быть?
13 ноября 2012 г. в 16:14 -
Ну что можно сказать?
Об этом – в посте “Я определил свою конституцию!”
Все очень отрывочно, собрать в систему практически невозможно (по интернету).
Ищите! Может повезет :)
13 ноября 2012 г. в 18:17 -
Лина спасибо! Пракрити определяли при помощи астрологии Джйотиш. В книгах тоже ничего.. увы
14 ноября 2012 г. в 0:28 -
Оля,
Джотиша определяет Пракрити (врожденную конституцию). А Вы ищите информацию о нагрузках и режиме для текущего состяния – Викрити, которое определяется по симптомам. А так как Пракрити и Викрити зачастую не совпадают, то знание Пракрити мало помогает в текущий момент. Знать то человек знает, к чему он может быть предлосположен по Пракрити, а вот что делать именно сейчас – тут нужна Викрити.
9 января 2013 г. в 2:50 -
Здравствуйте.
Мне по гороскопу определили, что у меня примерно одинаковые доши, НО больше питта-капхи. Да, в детстве на это и было больше похоже, я болела обычно с соплями (капха), могла скушать много и тяжесть быстро улетучивалась (питта).
Сейчас же, после вегетарианства и ещё по глупости сыроедения, после появившихся комплексов и страхов после разных периодов в жизни у меня часто в поведении дисбаланс ваты и склонность появилась к вздутиям и запорам.
Но на лице при этом кожа не ваты, а жирность и бывают воспаления.
Что мне делать с этим? Молочные продукты вообще ещё хуже делают, а мясо снова есть не хочу уже принципиально.
Я в растерянности. Неужели я так вывела вату, которая раньше проявлялась, но не так явно. Если вспомнить всю жизнь, то всего понемногу было.
9 января 2013 г. в 7:06 -
Кристина,
Вы описывали определённую вам Пракрити (врождённую конституцию).
В детстве почти все находятся в состоянии капха. Описания признаков питты слишком мало. Питта не только по тяжести после еды определяется.
Кожа зависит от возраста. Лет до 30 у самой высокой Капхи могут буть воспаления кожи – одна из под-дош Питты силнее действует.
«Неужели я так вывела вату»
–// термин «вывела» – не существует. В организме всегда присутствуют все 3 Доши, в разных пропорциях, которые постоянно меняются от разных условий. Вы ничего не можете вывести, вы можете только кратковременно разбалансировать.
br>
«Что мне делать с этим?»
–// определить Викрити (текущую конституцию).
Смотрите «Я определил свою конституцию!»
9 января 2013 г. в 8:44 -
По всем тестам сильно преобладает вата, но кожа то жирная…как и волосы. Тело не похоже на конституцию ваты кроме роста. Бёдра широкие, черты лица правильные, волосы прямые.
9 января 2013 г. в 9:37 -
Кристина,
“По всем тестам”
–// самостоятельно по тестам можно ошибиться в определении конституции, что случается сплошь и рядом. Тесты на интернете даны не для этого. Еще раз посмотрите ранее указанный пост “Я определил свою конституцию”.
Жирная кожа и волосы бывают при разных проблемах, так что это не показатель.
4 августа 2013 г. в 1:20 -
Выскажу мнение, основанное на наблюдениях. Дисбаланс тридоша – имеется ввиду не разное процентное соотношение дош в организме, а именно разбалансировка дош. Вы упоминаете в посте “тип кожи”: когда питта в балансе, цвет кожи сияющий и тп. Дисбалансом тридоша конкретного человека наверно должно считаться не преобладание какой-либо доши в организме, а несоответствие ее процентному соотношению, заложенному в пракрити. Например, в пракрити 60% ваты, а она вышла из-под контроля и ее стало уже 75%. Так вот, надо стремиться вернуть ее к 60%. Сильно подавлять пракрити нельзя и приведет к проблемам. Наблюдая за родствниками, вижу, что вата чахнет без движения, питта без соревнования и лидерства, а капха без спокойствия. Главное – всего в меру, а мера у каждого своя.
4 августа 2013 г. в 5:16 -
Дарья,
Никто в Аюрведических трактатах этого процентного отношения никогда не мог сосчитать. Это – «новодел» современных авторов.
– «Так вот, надо стремиться вернуть ее к 60%» – Дарья, Вы невнимательно читали пост (1 стр):
«Давайте размышлять — зачем же ее поддерживать, если она и так приносит всякие неполадки (своей повышенной Ватой, Питтой или Капхой)? Просто надо это знать и быть готовым к тем неполадкам, которые эта повышенная Доша может доставить. А стремиться все-таки надо к балансу Тридоша (всех трех Дош). Этот баланс необходим для оптимального здорового состояния.»
– И дальше, в конце:
Сушрута пишет, что нет болезней, происходящих не по причине дисбаланса Тридоша.
Чарака также пишет, что причиной всех болезней является дисбаланс Тридоша
Аштанга Хридайам Самхита, Сутрастхана 1.20 гласит:
«Болезнь есть неравновесие дош, здоровье – равновесие дош»
Эта шлока всё объясняет. Стремиться нужно к балансу тридоша, понимая Пракрити»
Не надо возвращаться ни к каким % :)
4 августа 2013 г. в 8:23 -
Лина, не будем заострять внимание на % :-) я имела в виду, что баланс у каждого свой, равновесие у каждого свое. Думаю, что в древних текстах баланс упротребляется как синоним пракрити, и тогда нет никаких противоречий между современными и несовременными авторами) А от фактов, которые вижу повсюду, никуда не деться: например, питте нужно соревнование, победа, есть питы которые соревнуются в бизнесе, есть которые в спорте, есть которые в компьютерных играх) и без этого, без следования своей изначальной природе, характеру, духовной пракрити, они чахнут и не бывают счастливы. Ну и те же наблюдения по другим дошам.
4 августа 2013 г. в 8:30 -
Дарья,
Наблюдения по Дошам у меня другие.
Питты, которые носились, как ужаленные, соревновались, лезли покорять горы, ныряли в ледяные проруби, приходя к балансу Тридоша чувствуют себя значительно гармоничней. Говорят « И чего это я так носился, как угорелый? Да и в проруби мне купаться не хочется, я лучше зимой у камина посижу, в теплых носочках».
Капха встает с дивана и начинает шевелиться и чувствует себя в бОльшей гармонии. И т. д.
Баланс!
4 августа 2013 г. в 8:36 -
Спасибо за ответы, Лина! Вы для меня как Учитель) Буду думать.
28 ноября 2013 г. в 6:33 -
“Аюрведическое лечение сводится к возвращению в исходное положение в соответствии с индивидуальной, с рождения заложенной Природой…”
А ведь Дарья рассуждает в точном соответствии с приведенной цитатой. Баланс Дош – это их изначальное соотношение, т.е. состояние = Пракрити.
Ведь Баланс – это не значит, что Доши равны между собой или равны их составляющие Воздух=Огонь=Эфир и т.д… Канатоходец на канате балансирует, не будучи относительно каната симметричным. Он может находиться в самых разнообразных позах, при этом баланс сохраняется.
А приведенные примеры про Питту у камина и Капху на Эвересте, дык может быть это как раз и показывает, что изначально и Питта была не Питтой и Капха не Капхой? )
24 февраля 2014 г. в 21:12 -
Об определении пракрити был вопрос (# 40) в статье “Питта-Капха Доша”
Тема там совсем другая, и ответ мало кто увидит, поэтому ответ скопирован так же сюда, в более подходящее место
– Вопрос Натальи:
«Подскажите пож-ста, обязательно ли знать свою природную (от рождения) пракрити? или достаточно викрити? Т.к. вы пишите, что определить ее сложно, и нужно знать точное время рождения. Ну, кто же с точностью до минуты это знает, я думаю не многие. Я например, от мамы знаю, что родилась в 23-00, но может было 23-04 мин, но записали как в 23-00. Как с этим быть?
– Мой ответ:
В принципе, пракрити по жизни так и будет видна, я об этом во многих местах писала. Яркий, рыжий, с аллергиями малыш (явная пита), ну никак не вырастет худеньким, блеклым, с недостатком мышечной массы ватой. Такой же и будет, периодически немного капха или вата добавится.
Пухлый, дородный с детства – у него тоже будет просматриваться капха. Вату с детства за версту видно.
Т.е. при определении викрити опытный специалист определит и пракрити. Но, поскольку пракрити – это данность, ее изменить нельзя, и всякие текущире неполадки относятся к викрити, то для фиксации текущих проблем викрити важнее.
Знание пракрити актуально в детстве, когда непонятно – кто ваш ребенок, куда его лучше направлять. Родители пророчат девочке карьеру балерина, но при капха конституции она может оказаться крупнее других и не выдержать конкуренцию. Или родители мечтают видеть ребенка продолжателем своего бухгалтерского бизнеса, а ребенок – вата. Да он с ума сойдет за этим счетоводством. Ему лучше агентом по продажам устроится.
– При желании точное время рождения вычислить нетрудно (для опытного астролога). Существует такая техника – ректификация – восстановление по событиям в обратном порядке. В молодые годы я серьезно занималась астрологией и всем родственникам с точностью до минуты все это вычисляла. И почти все вспомнили – «Ну точно же, когда родился сын, я слышала по радио в коридоре бой курантов и точное время, только забыла». Вторая вспомнила, что во время рождения в коридоре кричали «На обед» – а обед происходил в строго определенное время ( а раньше она вообще не могла сказать – какое время суток это было). Еще один родственник помнил, что родители говорили, что он родился «по гудку». Что это значило, он так и не понимал, родители давно умерли. Я ему вычислила 16:15. Он как-то это упомянул в беседе со старыми соседями, и они хором сказали «Точно, в те времена в их маленьком рабочем городе на заводе гудел гудок – утром – начало рабочего дня, в 16:15 – окончание. И вспомнили, что соседка (его мать) так и говорила «родился в конце рабочего дня.
Так что ректификация (от латинского rectus — правильный и facio — делаю; исправление – коррекция времени рождения, уточнение времени рождения человека) – великая вещь. Ректификация гороскопа – первый шаг построения личного гороскопа. Найти точное время рождения индивидуума – это, пожалуй, самая непростая и важная задача для астролога.
12 июня 2014 г. в 7:22 -
Доброго времени суток.Интересует вот какой ньюанс. Основной принцип. Аюрведи это поддержания баланса между дошами,гунами и т.д. А вот стоит ли подбирать продукты питания “по периодам дош” (6-10Капхпа, 10-14Питта,14-18Вата)Или достаточно знать что утром и вечером легко поесть,а в обед “обильно”,учитывая потребности (длябалансировки Дош) за день в целом?
12 июня 2014 г. в 13:47 -
Денис,
Сначала нужно точно определить – кто вы. После этого подобрать основные продукты, приводящие вас в баланс, типа – вате больше масляных каш, салатов из варенных корнеплодов (а не листовые салаты), капхе убрать молочное, масляное, питте – острое и все морепродукты.
И т. д.
После этого уже нужно решать – когда все это употреблять.
Вате и капхе лучше плотно поесть в обед (время питты, с 10 до 2 х, когда огонь пищеварения выше всего), питте – плотно можно поесть вечером, во время капхи, когда огонь пещеварения гаснет и у питты перерабатывается все спокойно, а не мгновенно сгорает). В обед питте лучше легко перекусить. Капхе завтрак можно пропустить, а вате – обязательно горячая масляная каша. Примерно так.
Разобраться в этом нетрудно, главное – точно вычислит свою конституцию.
«Я определил свою конституцию».
13 июня 2014 г. в 1:52 -
Спасибо за ответ.Для закрепления: Если у меня преобладает Вата-Питта(Вата доминирует),то мне необходимо поесть утром горячую маслянистую кашу,в обед также плотно пообедать(продуктами питания усиливающую капху) и вечером плотно поесть(продуктами усиливающие питте),у меня правильный ход мыслей?Всё конечно в грубой форме приведено,но для того чтобы разложить всё по полочкам,конечно там нужно учитывать ещё поддоши,время года,психологическое состояние и т.д. и т.п.
Интересен вот какой ньюанс,Физическая и умственная деятельность тоже влияет на тело.В данном случае перенапряжение физической деятельности влияет на Вату(возбуждает её),могу ли я за счёт продуктов питания восстановить баланс дош,или я должен обязательно снизить физ. нагрузку?
13 июня 2014 г. в 3:53 -
Денис,
– При вата-питте все нужно делать примерно на ¾ – т.е. если для чистой ваты каша (из определенных зерновых) должна быть горячей и очень масляной, а для питты – (из своих зерновых) холодной с минимальным маслом или даже хлопья с холодным молоком, то из всего этого вам нужно соорудить нечто среднее для своего завтрака.
– В обед тоже – на ¾ плотности, капхообразуюшими продуктами, так как в вашем состоянии капха низкая.
– Расклад на вечер у вас нормальный. Т. е. вы uже все поняли, ход мыслей правильный.
– «Физическая и умственная деятельность тоже влияет на тело» – еще как влияет. Иногда питанием можно и не справиться. – – – – Разгулявщую вату можно остановить шаманой
– Лучше всего вату успокаивает пранаяма, разные виды медитации, не обязательно сидячие.
– Лично я последнее время предпочитаю тай чи
(движущуюся медитацию).
Да хоть вышивание крестиком можно успокоить вату и питту. Главное – приятная спокойная рутинная деятельность, а не соревновательные виды спорта. Плавание хорошо подходит, спокойные прогулки.
14 августа 2014 г. в 22:25 -
Стремиться всегда нужно от дисбаланса к балансу, если вы только не мазохист. А вот к какому балансу?
Баланс у каждого живого организма индивидуален. И не только состояние дош его характеризует, но, возможно, в большей степени более тонкие и базовые силы – гуны Раджаса, Тамаса, Саттвы. Пракрити – состояние дош при рождении, определяет как бы врожденные предрасположенности (в основном анатомо-физиологического плана), как бы по заказу индивидуального кармического проекта, планеты и звезды мироздания формируют в нужный момент в нужном месте условия для воплощения души с целью ее развития, совершенствования, падения, отработок – короче эво-/инво-люции.
С течением времени это состояние индивидуального относительного баланса (не будем называть это Пракрити, чтобы не запутывать народ) может меняться. Это кроме того что в живой динамической системе постоянно взаимодействующей с условно-“внешним” миром все постоянно меняется – динамические флуктуации внутреннего состояния системы как ответ-реакция на “внешние” изменения среды (состояния Викрити).
Если механизмы внутренней адаптации (иммунитет, психо-стабильносить, органы восприятия, интеллект, духовность) сильные и отлаженные – флуктуации быстрее затухают и система возвращается к СВОЕМУ ТЕКУЩЕМУ балансу – не Пракрити!!! И тогда система возвращается к состоянию “относительна здорова”. Сбалансированной средой для состояния Пракрити служила ситуация в том месте и времени, где и когда человек родился (точнее был зачат, в момент когда душа соединилась с материей!!!) Возможно НИКОГДА более человек не окажется в такой же точно среде, оптимально соответствующей его Пракрити. Так что всегда стремиться к состоянию Пракрити глупо и непрактично. :)
Дальше.
Каждая из трех физиологических сил организма (дош) имеет свои полезные и вредные черты – иначе как бы они могли действовать на благо и быть в равновесии, если бы имели только “плохие” черты :). Слово Доша означает “то, что портится, выходит из равновесия”, и это нормально, что в живой динамической системе трех компонентов с противоположными качествами баланс сил может нарушаться – это-то и служит причиной проблем (со физическим здоровьем, с психикой, с отношениями, с жизнью) или по-другому, более позитивно, мотиватором изменений – адаптации к вечно меняющемуся внешнему и внутреннему миру. И у Питты и у Ваты и у Капхи есть “положительные” и “отрицательные” черты. И те и другие могут быть как ПОЛЕЗНЫ так и ВРЕДНЫ. Все зависит от намерения – нож не плохой и не хороший сам по себе, может убить, а может вылечить. Так? Так же и доши.
Вообще, не запаривайтесь сильно дошами, это техническая вещь – инструментарий для аюрведического доктора, а не для пациента! Вы же не пытаетесь сами себе зубы вырывать вместо стоматолога. Так и здесь – выполняйте назначения хорошего врача и “чистите зубы”. Стремитесь лучше к “доброму” и “светлому” – культивируйте полезные качества всех “дош” (дисциплина, внимательность, проницательность, уравновешенность, смирение, удовлетворенность, радость, терпимость, сострадание, любовь, заботливость и т. д. ) – на самом деле качества вашей собственной души.
.
Цель человека – познавать себя, осознанно наблюдать за собой, своим поведением, своим телом, умом, чувствами, жизнью и стремиться просвЕтлять (очищать от загрязнений-дисбалансов) то, что ему подчинено – тело, чувства, ум, мысли, слова, поступки. Таким путем баланс дош и даже гун будет налаживаться и поддерживаться сам собой, причем баланс ваш собственный, индивидуальный в ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
15 августа 2014 г. в 7:14 -
Михаил,
так и не решилась ничего комментировать, как-то все вместе и очень плотно написано.
А ссылку на ваш сайт пришлось удалить – у меня здесь нет реклам других сайтов, sorry :)
15 августа 2014 г. в 11:52 -
Спасибо за комментарий, Лина. Я понимаю.
10 апреля 2015 г. в 6:13 -
Добрый день!
Выражаю благодарность автору статьям, вы все информативно и доступно излагаете! (Почему раньше не попалась статься=)), сейчас все стало на свои места)
Хотела поделиться свои опытом. У меня конституция Питта-Капха. Астрологически подтверждается (4 планеты в огенных стихиях, 4 – в земных). До полового созревания больше тревожила Питта (3 раза лежала в больницах с больным желудком), однако и ангины были достаточно часто. А уже после полового созревания стала больше проявляться капха (простуды с ангиной и бронхитом постоянно, увеличение жирового слоя в бедрах).
Сейчас, в свои 27 лет, решила заняться своим физическим здоровьем. Провела ряд наблюдений. Очень помогают эмоционально переносить депрессии, усталость, сонливость. походы в горы, на природу вообще. Помогают прогулки длительные, причем стараюсь одеваться легче обычного, чтоб тело само согревалось во время динамического движения, даже немного охлаждения не помешает. Стала обливаться холодной водой (однако после горячего душа или пробежки, чтоб тело изначально было разогретым). Закаливание подняло тонус организма: меньше сонливости, меньше раздражения, состояние классное, одним словом.
Однако питание мое не сбалансированно, употребляю много маслянистых продуктов, или с маслом, много жаренного, молочных продуктов. Потому благодарю вас за статью про питание для капхи-питты, уже внесла свои коррективы ))
10 апреля 2015 г. в 10:49 -
Ольга,
“простуды с ангиной и бронхитом постоянно”
–// а это не обязательно именно при капхе бывает. Проживание в холодной местности, зимой, в неподходящей обуви – вот вам и постоянные ангины, холод организма, грибковая инвазиям да еще у многих и цистит, вне зависимости от конституции. Хотя у капхи, конечно, накопление холода и влажности из окружающей среды идет быстрее, чем у остальных.
“Закаливание подняло тонус организма”
– -// конечно, от чего чувствуете улучшения, тем и нужно заниматься. При вашей высокой питте это может очень хорошо действовать. А начни закалять капху или вату – у некоторых проблем только добавится, эти доши и так холодные, им нужно поднимать тепло организма.
Где-то я на сайте рассказывала, (да и не в одном месте, сейчас уже не найти) как я, капха, закалялась в холодной Москве, с разными компаниями энтузиастов. Мои результаты были печальны – жуткие ангины, бронхиты, насморки.
И главное – ненависть к холоду. При мысли о том, что мне нужно облиться холодной водой (даже после самой жаркой парной) мне становится плохо. Я бы так и сидела в парной или в жаркой пустыне, мне там комфортно :)
Потом, познакомившись с аюрведой, через много лет я поняла, что те, кто хорошо себя чувствовал, были питты. Ваты и капхи быстро отпали, с разными или проблемами, или просто “Да ну его, я лучше в баню пойду”. Была правда одна пара, явные вата-дефицит, их просто нужно было на принудительное кормление посылать, чтобы вес прибавили, и держать замотанными в теплых одеялах на мягких перинах,а они решили купанием в ледяной воде восстановить свое здоровье.
Но, я их потеряла из вида, не знаю, что с ними стало, но не думаю, что они сильно улучшили свое состояние, им нужно другое.
А при вашей высокой питте это может принести значительное улучшениие, питта чувствует себя лучше при понижении температуры тела.
“употребляю много маслянистых продуктов, или с маслом, много жаренного, молочных продуктов”
-это “неправильные” продукты для питта-капхи (эти доши и так масляные), ну а жареное никомо не полезно, лучше уж запеченное (вате с маслом), питте – масла поменьше, капхе – вообще насухую. Если уж жарить что-то – то лучше чуть притушить (но это только с овощами удается). Мясо все-таки лучше запечь или отварить, так безопасней для печени.
ну, и в конце комментарий начала вашего письма:
“Астрологически подтверждается”
пракрити (врожденная конституция), викрити же (текушая) может отличаться.
Насколько правильно составлен гороскоп? Для его составления нужно знать дату рождения с точностью до 4 мин (т.к. картина планет на небе меняется каждые 4 мин), и через 5 минут гороскоп будет составлен на другого человека. Все ли это знают? Навряд ли!
Если делали ретификацию гороскопа, тогда да – вероятность больщая, что гороскоп составлен правильно. Но ретификацию не всегда делают, это большая работа (сама делала всем родственникам и знакомым, когда в молодости занимались астрологией и джотиша).
Так что гороскопам доверять можно, если уверены в его правильном составлении. Хотя, для текущих проблем нужно знать викрити.
.
12 мая 2015 г. в 3:15 -
Здравствуйте, помогите, пожалуста понять и разобраться в следующем: в настоящее время в моем организме практически все органы функционируют неправильно, обострился остеохондроз всех отделов, хрустят суставы, сухая кожа, усталость, бледные губы, заложенность носа окола года, хронический тонзилит, воспалена 12перстная кишка, в почке киста, дифузные изменения печени, т.е болезни всех дош. Мне 28 лет, по тестам я вата-питта с преобладанием Вата. Какая диета показана для меня. на что необходимо обратить внимание, чтобы изменить ситуацию со здоровьем.
12 мая 2015 г. в 13:52 -
Ирина,
Одной диетой здесь не обойтись, здесь нужен комплес мер, которые в комментариях не обсуждаются. Это большая работа – и моя и ваша, и проводится она на консультацих.
.
Если вы уверены в своей викрити (текущщей конституции), то советов по диете вата-питта в интернете много. На зтом сайте тоже об этих состояниях рассказывается. Т.е. диету вы найдете за 5 минут, но изменения могут быть недостаточные. Хотя, правильная диета гораздо лучше неправильной.
13 мая 2015 г. в 4:40 -
Лина,здравствуйте. Простите пожалуйста, за некомпетентность.
Аюрведу изучаю лишь 3 день. Но осмелюсь у вас спросить: по тесту я вата-питта.
До возраста 18 лет была явной ватой физически и духовно – мотылек в человечьем обличии.Мне сейчас 23 год. Безумно тяжелых для меня этих 5 лет.
А вот почему: в связи с тем,что мою жизнедеятельность осуждалась родителями: питание( я ела очень мало,но очень часто, в народе это зовется перекусом), смена деятельности неоднократная в течении дня,все надо и сразу,нетерпение,суматочношность,сон по 4-5 часов. Они очень нервировались, я нервировалась от их взгляда на меня.Поэтому я пыталась скопировать жизненные принципы родных и их распорядок дня. . В результате – выход из равновесия: я набрала жировую массу,некритично, но моя викрити явно не вата физиологически сейчас.Духовно во мне преобладает вата. И самое главное: я худела максимум на 3-4 кг за это время, потом опять набирала, хотя и спорт, и правильное питание, полное исключение сладкого, и постоянное чувство голода, которое я выдерживала и питалась в назначенное время и теми порциями, которые больше, чем мои перекусы ( я ломала себя всем этим – все в духе современности и некомпетентности в своей природе, модности).
Как такое может быть, что человек вата-пракрити набирает вес ? По логике того, что я успела прочитать, в состоянии дисбаланса я должна была еще больше худеть.
13 мая 2015 г. в 7:32 -
Дарья,
“по тесту я вата-питта”
– по какому тесту? :) У меня уже рука устала копировать почти в каждом ответе
“Я определил свою конституцию!”
“мотыльку в человечьем обличии” нельзя было спать 4-5 часов,
“набрала жировую массу, некритично”
– для “мотылька” это то, что надо – набрать вес. И почему вы недовольны?
“но моя викрити явно не вата физиологически сейчас”
– а почему она должна быть вата сейчас? Вы уверены, что за 3 дня изучения аюрведы вы все узнали и определили кто вы и что должно быть :)
“Духовно во мне преобладает вата”
– нет духовной ваты, есть ментальная, по простому – беспокойство в голове.
“правильное питание, полное исключение сладкого”
– правильное питание в рамках каких систем оздоровления? Сладкий вкус по аюрведе очень нужен для баланса некоторых состояний и исключение его из рациона ухудшает ситуацию.
“Как такое может быть, что человек вата-пракрити набирает вес ? По логике того, что я успела прочитать, в состоянии дисбаланса я должна была еще больше худеть”
Во первых вы должны быть уверены – кто вы? Худеют и набирают вес при любой викрити (текущей конституции).
А вы спрашиваете о “вата-пракрити“. Пракрити, как вы могли прочитать в этой статье, определяется по гороскопу, так что это обсуждать не будем.
“в состоянии дисбаланса я должна была еще больше худеть”
Или худеть, или толстеть :) Если вы вата, то могут быть разные состояния
“Вата-дефицит и Вата-закупорка”
17 декабря 2015 г. в 12:16 -
Господи, дай всем здоровья и что бы ни кто, ни когда не обращался к врачам, аюрверде, целителям и т.д..
Здоровье-самое большое богатство и счастье!!! Всё так дорого, а пенсии и зарплаты такие мизерные, что доживаешь свой век в мучениях и страданий, а вылечится очень хочется, хотя бы уменьшить страдания.
Болезнь наверное самое коварное существо, без души, без правил, без чести и совести, самый прибыльный бизнес и выемка денег. Имеем не ценим, теряем плачем!!! Только здоровый человек- это жизнь!!!
Спасибо, Лина, что Вы даете бесплатные советы!!!
ПОСТУПАЙ С ДРУГИМИ ТАК, КАК ТЫ ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ С ТОБОЙ”
Видать Вы, Лина сами вынесли много трудностей и помогаете людям!!!
17 декабря 2015 г. в 15:24 -
Светланa К.,
“доживаешь свой век в мучениях и страданий, а вылечится очень хочется, хотя бы уменьшить страдания”
– с такими настрояниями “доживаешь свой век” далеко не уедете. Люди без рук, без ног, без половины тела и оеганов ведут полноценную жизнь. У известного учебного Стивена Хокинга (Stephen Hawking) остался только одни движущийся палец, которым он набивает свое работы на компьютере.
Погуглите “известные люди с ограниченными физическими возможностями” – вы будете удивлены – сколько их, живущих нормальной жизнью, запрещающих употребблять в их адрес слово “инвалид.
А у вас обычное “нарушение пищеварения”, которое в 99 % случаев восстанавливается при комплексном подходе (а не так, как вы принимали все подряд не пойми от чего). И вы от этого диагноза уже сложили лапки :)
А проблема ваша чаще всего называется “перестаньтежратьвсеподряд” (sorry, это не мое, а одного известного специалиста). Ну, и думать тоже надо перестать. Почитайте мой недавний пост в соцсетях, о том как человек сам себя убил одной мыслью.
“Могущество мысли”
“Болезнь наверное самое коварное существо, без души, без правил, без чести и совести”
– нет, к сожалению, болезнь знает кого выбирать. Она не приходит просто так. На эту тему есть много работ психотерапевтов, неврологов:
Основная ошибка пациентов заключается в том, что болезнь воспринимается как что-то отдельное от них. От такого утверждение рождается стиль поведения – лечить болезнь, вырезать или убрать болезнь и т.д. При таком подходе успех бывает редко. Нужно восстанавливать здоровье, тогда болезни пройдут сами….придётся пациенту понять, что причина болезни в том, как он мыслит, как живёт.
Психотерапевты призывают понять “для чего пришла данная болезнь именно ко мне”. Главный вопрос “Почему в этом месте и в это время”.
Болезнь может быть как способ манипуляции близкими людьми, становится для пациента желанной, и никто её не вылечит, пока пациент не поймёт, что причина болезни он сам. Болезнью можно привлечь любовь и заботу, через болезнь можно уйти от неприятных обязанностей в семье. Например женщина, не хочет водить ребёнка в садик – «у меня так голова болит, что не могу по утрам ребёнка в садик водить, сразу тошнит и голова кружится».
Болезнь, как способ ухода от отвественности…
Болезнь, как способ наказания обидчика. «Я заболела и пускай им будет стыдно, довели меня до такого состояния, что чуть не умерла.»- г
Болезнь, как цель жизни. При отсутствии или потери смысла жизни, болезнь становится смыслом существования: хождение по врачам и аптека, обсуждение их назначений с подругами по телефону или на лавочке у подъезда и тк далее, заполняют время, мысли пациентом. Вылечить их невозможно, так как выздоровление обозначает для человека потерю смысла жизни. Таких пациентов может вылечить только забота. Это как бензопила, которая лежит сломаная в чулане и никто её не хочет ремонтировать, а привезли лес для дров, то отремонтировали за 1 час и распилили её лес. Так и человек, приобретя смысл жизни быстро выздоравливает..
Болезнь ребёнка, как смысл жизни матери.
Болезнь, как знак духовного изъяна человека.
Если вы разобрались в причинах своей болезни, то дальше принимаете решение – нужна ли вам болезнь. Здоровье – это прежде всего духовная зрелость, умение брать судьбу в свои руки, ответсвенность перед собой и другими. Если вы не готовы, то значит вы не прошли урок болезни, то оставайтесь с ней. Если вы готовы, но вам не хватает духовных сил, то вам нужен поводырь на первое время (как малекому ребёнку нужна опора, чтобы научиться ходить) – а вот здесь вам может помешать ваша гордыня. Если вы готовы, то вы уже на 50% выздоровели. Осознание и принятие причины своей болезни – самый большой шаг на пути к выздоровлению. Если болезнь неизлечима, то несите её со смирением и помогайте другим. Многие святые имели неизлечимые болезни тела в знак физического уничижения для подавления гордыни.
И т.д . (из материалов невролога Левашова)
“Спасибо, Лина, что Вы даете бесплатные советы!!!”
– Я не особо даю бесплатные советым так как они не работают. На этом сайте я веду общеобразовательную двеятельность. Это реклама, “визитная карточка” моего консультационного бизнеса. По отрывочным данным на сайте сложить комплекс оздоровления мало у кого получается.
О том, что бесплатные советы не работают, я много раз упоминала на сайте. Часто это бывает как в вышеушопомянутом “Болезнь ребёнка, как смысл жизни матери” – мать “последнюю рубаху продаст”, чтобы спасать ребенка и чувствовать себя героиней.
И в моей практике сколько раз было – чем дороже человек заплатил за консультацию, тем большее доверия. А когда раздают бесплатные консультации, то подсознательно закрадывается сомнение “А зачем? Что, этому специалисту больше делать нечего?”. Из гуманности? Так у него все равно не хватит на всех сил и ему нужно кормить семью, т.е получать оплату за свою работу. Вот примерно, как я описывала бесплатные советы родственникам
Так что увы, не все так прямолинейно – болезнь пришла и я еле доживаю свою жизнь. Ваша жизнь – в ваших руках! Люди и не из такого выкарабкивались :)
28 февраля 2016 г. в 10:38 -
Лина, Добрый день!
Как определить баланс Дош – это все доши примерно в равных количествах или есть какие-то % соотношения баланса Дош?
28 февраля 2016 г. в 15:48 -
Наталья,
Поскольку доши постоянно образуются в организме и постоянно выводятся из него (из поста «Доши»), и на их соотношение многое влияет – питание, и время дня (которое тоже делится на доши), и климат (который тоже делится на доши), и окружающая среда, и ментальное состояние, то говорить о каких-то постоянных процессах не приходится.
Обычно, определяют самую высокую дошу и понижают её. Остальное выравнивается до приблизительного баланса.
«Что делать с высокой дошей?»
Обычно та доша, которая при определении викритии стоит первой, самая высокая, и как ты её не понижай, она постоянно будет возвращаться к своему повышенному состоянию. Питта так и будет питтий, вата- ватой, капха — капхой. Только без зашкаливающих количеств накопившейся высокой доши.
Задача аюрведы — вовремя выводить дошу (которая так и переводится «Испорченное, ведущее к разрушению». Для каждой конституции существуют свои приёмы понижения дош.
В общем, устойчивых % соотношения дош не дождетесь, все зависит от того, сколько этого испорченного у нас образовалось и как мы «помогли» в этом своему организму :)
23 ноября 2016 г. в 6:34 -
“Надеюсь, немного стало понятнее, что стремить надо к балансу Тридоша, а не к поддержанию своей Пракрити.” – при всём уважении к автору с выводами не согласен. Что такое баланс Тридоша? Это значит, что все три доши должны быть приведены к одинаковому уровню? А как это понять, если, например, по пульсу и по тестам все доши явно в разной пропорции, но при этом человек совершенно здоров?
В действительности, баланс Тридоша – это и есть соотношение дош заложенное в Пракрити. И определяется это соотношение не только и не столько по тестам (по ним определяется, в основном, Викрити), сколько по натальной карте и по пульсу.
И хотя, действительно, наш организм всегда пребывает в состоянии Викрити (так как доши очень динамичны и их соотношение меняется буквально ежесекундно), но в общем и целом в состоянии баланса Викрити должно более-менее соответствовать Пракрити. Это и будет баланс Тридоша.
Другое дело, что добиться этого баланса механически, строго следуя только книжному знанию, не получится. Необходимо, применяя аюрведические практики в повседневной жизни, внимательно прислушиваться к своему телу и искать это ощущение баланса. Так можно постепенно научиться интуитивно поддерживать баланс Тридоша, не особо заморачиваясь тестами и т.п.
23 ноября 2016 г. в 8:25 -
Аджита,
«при всём уважении к автору с выводами не согласен»
— аюрведическим истичникам наше согласие не требуется (улыбка!)
Вот, если бы я стемилась к своей пракрите капхe, то я бы давно уже не знаю где была. Больше на меня никакие убеждения не действуют. К пракрити точно стремиться не буду.
24 ноября 2016 г. в 4:20 -
Видимо, чтобы понять такие вещи, как что подразумевается под “балансом тридоша”, придется учить санскрит) Уверена, там все конкретно. Пока этот термин действительно можно понимать двояко…
По своим личным ощущениям, пракрити стоит знать хотя бы потому, что психически всегда человек будет тяготеть к своей врожденной доше. А это значит, нужно выбирать в соответствии с ней деятельность, методы психической балансировки. Например, при моей пракрити Вата-Питта мне всегда нужны прогулки, медитации, теплые ванные, даже если Капха вдруг повысилась, психически я Вата! И я убираю из рациона тяжелую пищу, но помню о своей врожденной природе, использую приведенные выше методы анти-Вата. Но это чисто интуитивный процесс.
Задумалась, как мне легче – при моей ярко выраженной Вата-Питта или Вата-Питта-Капха? Когда капха выходит вровень с Ватой и Питтой, мне уже тяжело. Легче всего когда Ваты и Питты слегка больше, они как бы “изнутри”, а капху – добавляю “снаружи”.
24 ноября 2016 г. в 10:51 -
Евгения,
Санскритом владеют всего около 14 тысяч человек в мире, так что реально присоедiниться к ним нереально. Если вы не узкий специалист, то это и не нужно. Многое давно и качественно переведено.
«А это значит, нужно выбирать в соответствии с ней деятельность, методы психической балансировки»
— вы совершенно правы. Немного об этом я писала в посте «Выбор профессии по аюрведической конституции»
Ну, а остальное вы все знаете, и лихо с этим управляетесь.
6 января 2017 г. в 15:46 -
Здравствуйте, Лина! У вас на сайте https://ayurveda.help/dosha/inheritance/ есть цитата сушруты о наследовании конституции. Если я правильно понял, то помимо звезд на пракрити ребенка влияет конституция родителей. Насколько тогда правильны методы определения пракрити, уитывающие только время рождения?
6 января 2017 г. в 21:19 -
Александр,
Если верить Сушруте, то да, конституция наследуется. Это зачастую видно и невооруженным взглядом – в семье 2-х крепышей редко рождается хилый ребенок. Он будет таким же крепеньким, упитанным.
У двух истощенных особ, которые просвечиваются от тонкости и качаются на ветру, ребенок почти всегда будет тонкой тростиночкой, без кровинки в теле.
Исключений почти не бывает в таких крайних ситуациях.
А вот если пара смешанная – крепыш-истощенный, то ребенок будет наследовать, скорее всего, более сильную породу. Но с другой стороны, хилая мать не в силах выносить ребенка от самого крепкого мужчины. Ей нужна собственная сила.
Так что даже не знаю, как вам отвечать на этот вопрос.
Этот вопрос лучше задавать астрологам, это их дело и они лучше объяснять, как они рассчитывают практрити.
28 августа 2020 г. в 9:02 -
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как можно набрать вес сухой капхе?
28 августа 2020 г. в 10:48 -
Максим,
Сухая капха=высокой вате.
Вообще этот «диагноз» сухой капхи нужно забыть. Если правильно провести диагностику, то все, что приписывалось капхе будет обьяснятся другим.
При низком весе вата доша должна вести режим для вата-дефицита.
28 августа 2020 г. в 13:34 -
Спасибо!