Рассказ практикующего.
С разрешения консультирующегося Михаила Т. помещаю его рассказ, присланный мне во время консультирования. Рассказ о том, как он занимался йогой, цигуном и тай чи, и как мои рекомендации отличаются от советов большинства инструкторов. Вот его рассказ:
«Я прочитал несколько ваших статей и на сайте и в рекомендациях о том, как надо практиковать йогу, советы практикующим и т.д. и сравнил это с тем, как я практиковал йогу, цигун и медитацию, и каких результатов мне удалось достичь.
За время своих «поисков здоровья» я обошёл немало школ и инструкторов йоги, цигун и прочих практик, это были и крупные центры с хорошей репутацией, и какие-то индивидуальные известные инструкторы, но то, что преподавали на занятиях и то, как посещающим преподносили теорию, невероятно отличается от того, что написано в Вашем блоге. Первый же принцип, который я увидел в Ваших статьях – ненасилие над телом. То есть после всех реплик на занятиях в духе «боль – это хорошо», «если не можете сесть в асану – надо хрустнуть суставами как следует и они разработаются», «напрягитесь изо всех сил, сожмите зубы и терпите боль сколько есть сил – вот это и будет настоящая работа в асане», «вон гимнастки тянутся до слёз, а вы сюда что, отдыхать пришли» и т.д., – вот после всех этих реплик можно было просто вставать и уходить сразу же. Хорошо, что у меня тело было настолько деревянное, что никто из этих горе-инструкторов не смог ничем «хрустнуть».
И это я не говорю о том, сколько боли, отчаяния и страдания было на лицах практикующих. Люди реально стонали. Не могу без мата даже думать об этом теперь, поэтому продолжать не буду.
И вот прихожу я на Ваш сайт и читаю – «прямая спина, тишина в сознании, ненасилие». У меня шок. Та же самая история и с медитацией – никто так и не смог сказать как определить, что медитация проводится правильно. Чего я только не наслушался, а на Вашем блоге узнал, что всё делал правильно.
Таким образом, после некоторого застоя в своих практиках я могу с новыми силами и без негатива вернуться к ним.
Я ещё хотел бы немного рассказать о своих походах на йогу.
Опыта в занятиях йогой у меня гораздо меньше, чем в тайчи и цигун. Я ходил в различные йога-студии на пробные занятия, на открытые уроки, пытался заниматься по книгам и видео на youtube. Суть занятий была всегда примерно следующая – разомните руки-ноги, согнитесь-разогнитесь, а теперь садитесь в падмасану. Стоп, что? Сразу в падмасану? Кстати, у Вас на сайте я прочитал в посте «Правильно ли женщины сидят при медитации», что женщинам в падмасану садиться не нужно.
Увы, мне попадались в основном либо девушки-бывшие гимнастки, либо просто с хорошей гибкостью. Один раз был какой-то очень уважаемый инструктор-мужчина, но он сидел в позе лотоса согнувшись как вопросительный знак, что явно было далеко от истины. Любую асану, которую показывали инструкторы, они сопровождали комментариями «тянемся-тянемся-тянемся, терпим-терпим-терпим!!» под дружное кряхтение занимающихся. Мне на все вопросы отвечали, что нужно больше тянуться, разрабатывать суставы. Я около года всем этим занимался, но не получалось вообще ничего, гибкость и подвижность не увеличивались от слова совсем.
Но в какой-то момент я прочитал в одной из книг по Аюрведе (если не ошибаюсь, Дипак Чопра), что сутулость вызвана дисбалансом Ваты, и от этого помогают клизмы. Я сделал себе 2 клизмы с промежутком в 1 день и потом просто сел на пол со скрещенными ногами и прямой спиной. То, чего мне не удалось добиться за год занятий я сделал за несколько дней.
Вообще на занятиях йогой все разговоры в основном о чакрах, энергиях и прочистке каналов. Также занимающиеся задают вопросы типа «после йоги я становлюсь злым, что делать?», на что инструкторы обычно смеются и говорят «Ну что Вы, так не должно быть». Вот лучше бы сделали вид что вопроса не услышали, чем так отвечать.
Чем с более «продвинутыми» инструкторами мне удавалось пообщаться, тем больше асан и комплексов они рекомендовали мне и другим занимающимся в ответ на все вопросы. Возникал только один встречный вопрос -« Когда всё это делать?». Реально суток же не хватит, если все рекомендации выполнять.
И самый главный вывод, который я бы хотел сделать касательно йога-инструкторов, особенно женщин. Делаю этот вывод, так как есть несколько близких знакомых, которые стали преподавательницами йоги и я хорошо знаю их биографию. Одна из них – моя одноклассница. Так вот, обычно это люди с гуманитарным образованием, зачастую неоконченным либо вообще без высшего образования. Пошли учиться просто «для корочки», с мыслями что потом всё равно по жизни уж куда-нибудь, но устроятся хорошо и вообще «Образование – это не важно» (технари громко рассмеялись).
Многие из них в жизни себя не нашли, поработали где придётся – на ресепшенах в салонах красоты, в колл-центрах и т.д. А тут вроде йога стала очень популярна, студии открываются как грибы после дождя, везде нужны инструкторы. Гибкость у многих таких девушек от природы неплохая, так почему бы и не попробовать? Идут на 3-х месячные курсы, ну а потом работать. Кто-то идёт на подобную работу просто от безделья – молодой человек или муж работает и всем обеспечивает, а им как бы уже и «зашкварно» в салоне красоты на ресепшене сидеть. Вот и переучиваются на инструкторов.
На этом, пожалуй, закончу свой рассказ. Надеюсь, изложенные мной идеи уберегут людей от травм, потерянных средств, времени и веры в то, что подобные практики реально могут изменить жизнь к лучшему, а не являются шарлатанством.
С уважением,
Михаил»
Вот такой рассказ. Немного печальный. Человек почти закрыл для себя эту страницу и решил больше не экспериментировать с практиками. Но, вроде, не все потеряно, приходит понимание – кого искать и слушать.
Ниже я кое-что прокомментирую.
«Первый же принцип, который я увидел в Ваших статьях – ненасилие над телом»
// А это вообще первые строки Aштанга йоги:
«Aхимса (ненасилие), и в первую очередь должна бытьпо отношению к своему телу».«Йога – это успокоение волнения ума» (первые строки «Йога Сутра Патанджали».
Там же у него (у Патанджали) дальше об асанах:
«Сели в удобную для вас позу, расслабились». Все. Вот и вся йога – в расслаблении. Все остальное – навороты следующих столетий.
«тянемся-тянемся-тянемся, терпим-терпим-терпим!!» под дружное кряхтение занимающихся….«боль – это хорошо», «если не можете сесть в асану – надо хрустнуть суставами как следует и они разработаются», «напрягитесь изо всех сил, сожмите зубы и терпите боль сколько есть сил – вот это и будет настоящая работа в асане», «вон гимнастки тянутся до слёз, а вы сюда что, отдыхать пришли»
// Ведь такие призывы инструкторов могут привести к травмам. Йога и так травматична, даже у опытных практикующихся бывают травмы при резком выполнении асан, резкой посадке в падмасану. А что может произойти с новичком, которому кричат «Делай с болью»?
Известный йог Виктор Бойко, кстати, в своих книгах рассказывал о большом травматизме при занятиях. На сайте есть рассказ Бойко.
Об описании некоторых инструкторов. Вы хорошо описали тенденцию появления инструкторов «быстрого приготовления». Бедные посетители таких горе-инструкторов, которые сходили на курсы и выучили движения. И совершенно не в теме. А практика без теории ведет к печальным результатам. Знающие инструкторы — птица редкая. Их нужно вычислять не только по тому, как они ведут занятия, а еще и по тому — что они говорят и объясняют.
«И вот прихожу я на Ваш сайт и читаю – прямая спина, тишина в сознании, ненасилие. У меня шок».
// Это же «Йога Сутра Патанджали», библия практикующегося! Но без объяснений до нее мало кто добирается. Просветительскую работу не все инструкторы ведут, многие этих материалов не видели в глаза.
«Та же самая история и с медитацией – никто так и не смог сказать как определить, что медитация проводится правильно. Чего я только не наслушался, а на Вашем блоге узнал, что всё делал правильно».
// Ну вы наверное добрались до Вато – лучший из современников, трактующий древние тексты.
«Таким образом, после некоторого застоя в своих практиках я могу с новыми силами и без негатива вернуться к ним».
// Практики (хоть какие-то) обязательно нужны. Для этого вообще никуда не нужно ходить.
Известный йог Бойко достиг всего самостоятельно, занимаясь по привезенным из индии журналам. В те далекие годы в СССР вообще ничего не было, но в Индию ездили строить какие-то плотины и привозили эти журналы.
Так что в некоторых студиях йоги научат меньше, чем вы сами можете сделать, особенно при обилии материалов в сети. Хорошее сейчас время – все можно найти.
«Любую асану, которую показывали инструкторы, они сопровождали комментариями «тянемся-тянемся-тянемся, терпим-терпим-терпим!!» под дружное кряхтение занимающихся».
//Терпеть боль не нужно. Выполнение асану нужно остановить за минуту до боли.
«сутулость вызвана дисбалансом Ваты, и от этого помогают клизмы. Я сделал себе 2 клизмы с промежутком в 1 день и потом просто сел на пол со скрещенными ногами и прямой спиной.То, чего мне не удалось добиться за год занятий я сделал за несколько дней»
// Да, высокая вата доша (ветер организма) очень хорошо понижается масляными клизмами и всевозможными промасливаниями.
Вот такое письмо человека, пробовавшего практиковать йогу. Я думаю, что оно будет полезно новичкам в плане выбора инструктора — очень внимательно нужно смотреть что и как он преподносит на занятиях.
Из комментариев в ФБ на эту статью:
Natallia P:
Я меня был такой опыт, поделюсь одним из них – на одном занятии пытаясь войти в асану, на которую нас очень «мотивировал» инструктор: «Прогресс достигается только усилием через «не могу») я вывихнула себе мизинец, и он стал крючком. На что инструктор сказал: «Ерунда, само собой пройдёт». Никакой элементарной скорой помощи не было оказано, но тебе лёд, ни тебе временная иммобилизация. Само не прошло, была порвана межфаланговая связка …. Не буду говорить сколько мне стоил времени и денег вернуть палец в нормальное состояние. Вроде мелочь, но я работаю руками и это моя рабочая рука.
Я вижу, что проблема не в йоге как таковой, а как устроена система занятий, слишком многочисленные классы, интрукромтп не следят за учениками , не проверяют правильность Асан, у инструкторов нет элементарного знания о травмах и оказаний первой помощи.
Посты по теме:
«Современная Йога против традиционной Йоги»
«Здоровье – действительно ли йога так эффективна?»
«Правильно ли женщины сидят при медитации?»
«Йога — это наука, а не религия»
Запись на консультацию по здоровому образу жизни в соответствии с аюрведой производится на странице «Консультации».
15 октября 2018 г. в 4:36 -
Лина,
Скажите, можно ли что-нибудь есть до занятий йогой и пранаямой (вернее – за сколько)?
15 октября 2018 г. в 12:38 -
Кроме воды или небольшого количества какого-нибудь напитка, принимать ничего не рекомендуется, так как любое наполнение желудка будет мешать и при выполнении асан и пранаямы.
Обычно все перекусы и питье заканчивают часа за 3 до занятий, если же еда была плотной и обильной, то и через 4 часа все это отрыгивается и мешает занятиям.
17 октября 2018 г. в 3:12 -
Не повезло автору рассказа, не встретил своего учителя.
23 октября 2018 г. в 8:05 -
У меня абсолютно такое же мнение. Тело просто не чувствовало гармонии, и я решила заниматься в своем темпе дома сама по книгам. Не могла сначала понять, почему отторжение от занятий в группе началось.
Люди приходят разные, конституции разные, а поток асан одинаковый, темп одинаковый, это ближе к фитнесу, на мой взгляд. И не может быть пользы без индивидуального подхода, можно даже и навредить.
Гармония и боль – это несовместимые понятия.
Выдался случай по приглашению подруги посетить занятие в индийском йога центре, где преподают индийцы. Группа 2 человека, я и она. После этого все стало на свои места. Это была кардинально другая йога, а верней просто йога, какая она должна быть. Ничего общего с тем, что дают на “масс маркете”. Ахимса на первом месте. Тело свое слышишь. Осознанность и единение ума, тела и духа.
23 октября 2018 г. в 9:20 -
anna,
а вот еще давний пост о практике йоги «Йога – нужна ли она нам?»
Также в комментариях за почти десятилетнее существование этого сайта, я много раз рассказывала о том, что я занимаюсь йогой самостоятельно. Для этого вполне достаточно качественных материалов.
Обстоятельства складывались так, что я жила вдали от цивилизации и любая поездка в ближайшую йога студию была целым проектом. А когда я наконец доезжала туда, то мне говорили, что я в очень хорошей форме и очень качественно выполняю все асаны.
Периодически я начинала себя есть поедом и записывалась на какие-нибудь занятия и местных торонтовских и заезжих индусских инструкторов. Почти все занятия вводили меня в стресс – они были вне моего распорядка дня, вне моего режима работы организма, многие асаны не подходили под мою викрити, под мои имеющиеся и потенциальные проблемы. Сидящие рядом, пыхтящие, делающие лучше/хуже меня тоже очень отвлекали. В общем, я опять возвращалась к самостоятельным занятиям.
С годами к комплексу асан и пранаям я подключила кое- что из цигуна, и стала ходить на занятия тай чи (которым очень нелегко заниматься в одиночку, тут лучше в группе). Так и продолжаю, в спокойствии и гармонии !
23 октября 2018 г. в 10:07 -
Лина, обязательно прочитаю. Я сейчас занимаюсь только дома, так спокойней. И немного китайской гимнастики подключаю. Спасибо Вам огромное за прекрасный сайт – лучший самоучитель по аюрведе :) Читаю несколько лет и радуюсь! Бесценнно, то, что Вы делаете.
1 ноября 2018 г. в 4:22 -
Благодарю!
Я как раз первый раз занималась с таким наставником, что полюбила йогу. Потом через длительный перерыв пошла просто в фитнес-центр, и там девушка вела айенгару -жууть, я отказалась.
Теперь читаю статью, и рада за себя, что бросила ту йогу.
И совет про сутулость -благодарю! Как мудра всё-таки Вселенная! Как устроен человек! что удивляешься – сутулость и Вата-доша…
3 ноября 2018 г. в 4:24 -
Хочу поделиться своим опытом – может кому это будет полезной информацией.
Я много лет занимаюсь дома… И это очень удобно. Начинала с обучающего видео, помню до сих пор с Джерри Холливелл-довольно понятное. Потом мне стало мало и я начала заниматься по видео Shiva Rea-это уже посложнее.
С годами я придумывала, дополняла и вырабатывала свой комплекс.
Последние дополнения я внесла когда прочитала книгу Вато (спасибо Вам, Лина!).
В основном занимаюсь каждый день, утром от 20 мин до часа… смотря сколько времени в распоряжении))) И самое главное мне никуда не нужно идти или ехать, я просто со временем запомнила все асаны какие нужны моему телу.
3 ноября 2018 г. в 14:28 -
Mikaela,
Я вообще в группах плохо себя чувствую, все не по мне. Меня раздражает подчинение человеку, которому я не очень доверяю в профессиональном плане.
Если же с таким человеком все в порядке, то мне мешают сквозняки в зале, запах плесени в подвале, в котором мы занимались,.
И в Канаде – огромные расстояния, чтобы куда-либо добраться, пока доедешь, припаркуешься (за бешеные деньги), вернешься домой, потратив несколько часов, посчитаешь, что урок обходится золотым (по финансам) и мало что дает – и начинаешь заниматься самостоятельно.
Так что присоединяюсь к вам – самостоятельно заниматься можно очень качественно, особенно при таком обилии информации.
4 ноября 2018 г. в 4:29 -
Да, информации вагон, какой угодно можно комплекс подобрать, и самое главное начинать с малого, так мозг меньше сопротивляется. По времени можно минут 10, потом увеличивать до скольких хочешь).
Для меня вообще йога включая её теорию и практику это что то личное и интимное. У меня есть знакомая которая наоборот все собирается на групповое занятие) говорит что это для неё стимул (пинок). Заплатила за абонемент, пришла… все уже некуда деваться нужно заниматься. А мне кажется это все временно, а если самостоятельно дома занимаешься то это надолго…
5 января 2024 г. в 9:48 -
Оксана Савченко (комментарий в ФБ)
Немного странная история. Впервые слышу, что инструктора йоги рекомендуют насилие над телом. Автору либо не повезло, либо он не верно интерпретировал информацию. А ваш блог просто несравненный! Лучший из всех по данной тематике.
Мой ответ (Аюрведа Консультации):
Оксана Савченко ,
Это вам повезло, что вы не слышали подобные рассказы. Если пройдете по ссылкам – «Советы новичкам» и посты с отрывками из книг известного йога Бойко – вот там этих рассказов достаточно.
Автору приведенного рассказа нет смысла придумывать, это он мне писал лично на консультациях, среди многого прочего.
Я часто получаю «крик души» на разные темы в личных переписках, не только о йоге – о посещении врачей, психологов. Да и среди консультиручщихся непропорционально высокий процент именно психологов и врачей всяких специальностей. Несколько моих близких знакомых получили травмы при занятиях хатха йогой, и я с мужем в том числе (когда мы слишком рьяно занимались).
В общем, занятия йогой опасны при несоблюдении правил и техники безопасности.
За оценку моего сайта спасибо!
5 января 2024 г. в 9:57 -
К сожалению, примерно 80% (подозреваю, что больше) тех, кто преподаёт йогу, понятия не имеют, что такое йога. Преподают банальный некачественный фитнес. И хорошо ещё если фитнес. Сейчас даже “курсов инструкторов йоги” развелось множество. Они не йоге обучают людей, а тому, как стать инструктором йоги и преподавать, гребя деньги с наивных людей, а таких всегда найдётся в достатке.
5 января 2024 г. в 16:42 -
Валерий,
Да, вы правы. Я об этом много раз писала в комментариях к разным постам. И еще у меня была бы целая папка писем (если бы я их сохраняла) –
«Лина,
скажите, что мне окончить, чтобы проводить консультации по йоге и аюрведе. И где мне брать клиентов? Я гибкая, занималась спортом» и т.д.
Также пишут те, кто позаканчивал какие-то околойоговско-аюрведические курсы, завели свои каналы и потом спрашивают – где им изучать теорию, потому что ученики и просматривающие канал задают много вопросов, на которые ведущий/консультант ответить не может (что конечно же снижает привлекательность и достоверность информации).
5 января 2024 г. в 9:59 -
Асана даже переводится на русский язык, как “удобная поза”. Какие хрусты? Какое напряжение? Какая боль?!
7 января 2024 г. в 10:57 -
Я так себе связки порвала….через боль….Ненасилие- это очень важно..
8 января 2024 г. в 1:36 -
Смешная история про медитацию, или с чего все начиналось.
Когда я только начинала работать тренером (20 лет назад) в моем фитнес-центре было правило:
чем больше классов ты можешь вести, тем выше у тебя зарплата (я могу вести абсолютно любые классы: bodypump, растяжку, йогу, бег). Когда я изучила уже почти все групповые программы, то единственное, что осталось- это йога. Я никогда йогой не увлекалась и вообще не очень ее понимала, но раз нужно…
Я позвонила в компанию, которая сертифицирует по направлению фитнес-йога. Это когда все асаны выполняются как гимнастические упражнения без какого-то сакрального подтекста. Думаю, класс. Как раз то, что мне нужно. Не хотела я учить эти сложные названия на санскрите, а помочь занимающимся почувствовать нужные мышцы и выполнить упражнение безопасно- это я могу.
Девушка по телефону сообщила, что у них сразу после курса йоги будет курс по медитации, и если взять йогу и медитацию вместе, то мне положена скидка. Так, я записалась на два курса сразу.
Курс по медитации шел, кажется, 4 дня. Первые три мы изучали, как правильно дышать, про расслабление, про оптимальный вариант ведения занятия, а на четвертый день нам обещали настоящего индийского йога, кто расскажет все секреты.
Йог оказался симпатичным дедушкой, который пол дня вещал про чакры, про энергию и так далее. Потом настало время медитации. Все легли. Все как положено: «Закройте глаза, расслабьтесь, представьте, что ваше тело становится тяжелым, заземляется, потом вы расслабляетесь, ваше тело становится легким…. А теперь take your time. Дальше будем медитировать в тишине 15 минут».
Через полчаса я приоткрываю один глаз, смотрю, люди вокруг тоже оглядываются, чтобы проверить, что вообще происходит.
И тут это йог как ЗАХРАПИТ!
8 января 2024 г. в 21:39 -
Tatiana,
Я больше печального вижу, нежели смешного.
«Я никогда йогой не увлекалась и вообще не очень ее понимала, но раз нужно…
Курс по медитации шел, кажется, 4 дня. Первые три мы изучали, как правильно дышать, про расслабление, про оптимальный вариант ведения занятия, а на четвертый день нам обещали настоящего индийского йога, кто расскажет все секреты»
–// Господи, какие 4 дня! Чему может научить человек, который «никогда йогой не увлекался и закончил курс в 4 дня» ?
16 февраля 2024 г. в 17:46 -
Хочу добавить историю с одной читательницей (55 лет), с которой мы переписывались после прочтения этого поста – она прямо буквально в эти дни пошла на очередную йогу. И после этого она слегла с «радикулитом». Через 10 дней, после всяких домашних лечений, пришлось ехать в госпиталь – 2 треснутых позвонка. Сказали, что в таком возрасте, с возможным начинающемся остеопорозом любое неаккуратное движении может привести к неприятностям. Надели корсет (неизвестно как долго его нужно будет носить).