Сейчас я коротко укажу кое-какие продукты, увеличивающие и уменьшающие Доши. Мы еще не раз будет возвращаться к продуктам и разбирать их.
Придерживайтесь теплых, тяжелых и маслянистых продуктов. Сведите к минимуму холодную, сухую и грубую пищу. Придерживайтесь сладких, кислых и соленых продуктов. Сведите к минимуму острую, горькую и вяжущую пищу.
Продукты, увеличивающие Вату:
шипучие напитки, все сухие и легкие продукты горького, острого и вяжущего вкуса. Многие твердые фрукты и овощи слишком “легкие и вяжущие” для Ваты, такие как яблоки, груши, гранаты, клюква, сухофрукты, все зеленые овощи (типа листовых салатов), кочанная и брюссельская капуста, картофель, горох и все бобовые (если они приготовлены без “правильных специй” – см Кичари) . Кукуруза, просо, рожь, ячмень, гречиха, чипсы, крекеры. Из мяса – говядина, свинина.
Продукты, успокаивающие Вату:
теплые напитки, жирная, кислая, сладкая и соленая пища.
Нужно включать в питание молочные продукты, мед, все масла, рис, пшеница, все сочные фрукты типа винограда, персиков, черешни, дыни, ананасы, бананов, манго, папайи, авокадо.
Из овощей хороши твердые “земляные” овощи, которые как бы “заземляют” легкую Вату – свекла, морковь, спаржа, сладкий картофель, орехи (всех видов), рыба, куриное мясо, мясо индейки и морепродукты (в небольших количествах).
В умеренных количествах можно употреблять горох, зеленые и листовые овощи, брокколи, цветную капуста, сельдерей, цукини и картофель, огурцы, грибы. Помидоры можно употреблять изредка в крайне малых количествах.
Все овощи (конечно, кроме огурцов и листового салата) употреблять только в приготовленном виде, притушенными на топленом или растительном масле, со специями, уменьшающими Вату. Для Ваты очень хороши молочные каши с добавлением топленого масла (гхи), густые наваристые супы. Вате рекомендуется принимать пищу часто, маленькими порциями. Без этого она начинает нервничать. В этот момент хорошо бы дать ей шоколадку (хоть и не совсем аюрведическое, но сможет ее быстро успокоить.
Продукты, увеличивающие Питта дошу:
теплые напитки, теплая пища с острым, кислым, соленым вкусом. Йогурт, сыр, мед, миндаль, кунжут, кукуруза, просо, рожь, рис, все кислые и недозревшие фрукты, грейпфруты, папайя, манго, маслины, бананы, абрикосы, морковь, почти все специи, рыба, продукты моря, яйца. Также питте крайне не рекомендованы овощи “семейства пасленовых” – помидоры, баклажаны. Картофель тоже относится к “семейству пасленовых”, но его употребление не так ограничено.
Продукты, успокаивающие Питту:
холодная пища и напитки, продукты нежного, горького и вяжущего вкуса. Молоко, масло гхи, сахар, подсолнечное масло, хлеб, белый рис, овес, виноград, вишня, кокосовые орехи, апельсины, спаржа, огурцы, картофель, свежие овощи, соя, мясо птицы. Питта единственная из всех Дош хорошо переносит сыроедение и мороженое.
Продукты, увеличивающие Капху:
обильная жирная калорийная пища с нежным, кислым, соленым вкусом. Сливки, масло, цельное молоко, мороженое, молочные коктейли, сахар, патока, растительные масла, рис, овес, все сочные фрукты, бананы, дыни, также орехи (всех видов), из сухофруктов – финики (хотя для капхи употреблять сухофрукты лучше, чем свежие – меньше жидкости. И кстати финики являются очень хорошим фитогормоном), все сочные овощи – авокадо, помидоры, огурцы, кабачки, картофель, также соя, соль. Также не рекомендованы свинина (особенно – из-за своей “липкой” энергетики), говядина, рыба и морские продукты.
Продукты, успокаивающие капха дошу:
легкая, сухая, теплая пища с горьким, вяжущим вкусом.
Снятое молоко (совсем в небольших количествах, лучше с добавлением корицы), мед, кукуруза, просо, рожь, яблоки, груши, гранаты, спаржа, баклажаны, морковь, все виды капусты, сельдерей, горох, фасоль, куриное мясо и мясо индейки.
При высокой капхе лучше ограничить прием пищи, свести его до 2 х раз в сутки, пропуская завтрак (по суточному исчислению время Капхи – с 6 до 10 утра). Порции должны быть маленькие и состоять из 1/3 еды и 2/3 всяких приправ (для увеличения метаболизма). Пища должна быть сухой, легкой и острой, приготовленной без воды и масла (запеченной в духовке или на гриле). Вот такие начальные рекомендации по питанию в соответствии с Аюрведой.
Чтобы лучше запоминалось – практический совет: надпишите свои баночки со специями и все что можно надписать, например : В, К – ; П +. (в приведенном примере данная специя будет понижать вату и капху (знак -), и повышать питту (знак +).
После покупки специи пересыпьте ее в подходящую баночку, из пакетика вырежьте название этой специи, приклейте к баночке скотчем, можете напечатать «В, К – ; П +» или приклеить кусок пластыря и уже на нем написать. Каждый раз, принимаясь за приготовление пищи, вы будете «устраивать» себе экзамен – что можно одному члену семьи, а что можно другому. На холодильник можно привесить небольшой список с теми продуктами, которые невозможно подписать – и вы будете полностью вооружены. Успехов!
С ком. N 42 дополнения о мясе.
Посты по теме:
Доши (возраст, периоды, сезоны)
Я определил свою конституцию-2
Пракрити или Тридоша – к чему стремиться?
Сама и Нирама (доши с амой и без амы)
Прана, оджас, теджас – духовные двойники дош
Наследство от родителей и выбор партнёра
Запись на консультацию по здоровому образу жизни в соответствии с аюрведой производится на странице Консультация.
12 мая 2011 г. в 11:27 -
“В этот момент хорошо бы дать ей шоколадку” – здорово!
5 сентября 2011 г. в 8:59 -
Лина, пожалуйста поделитесь опытом. Вы как-то писали, что конституция у Вас вата-капха и вы, зная как применить специи готовите себе разнообразные блюда, в том числе и пасту. Я вата- пита, и вздутие живота- мой “конек”. Так вот, посоветуйте, какие специи добавить к пасте что бы потом не мучиться. Я прикинула и вышло что кумин, асафетида и куркума подходят. но была бы благодарна за Ваш комментарий.
5 сентября 2011 г. в 13:04 -
Я упоминала, что у меня в семье один Вата, а другой – Капха. Так что нам все, что повышает Питту – очень хорошо. Это практически одинаковые специи для обоих и в огромных количествах.
А вот излишнее газообразование в кишечнике – это высокая Вата.
И в двудошных состояниях первую понижают Вату. Но сильно специями ее можно не понизить – может тут же подняться Питта. За этим надо наблюдать.
И понижать Вату всеми остальными возможными средствами – промасливаниями, Асанами, гонящими воздух из нижних отделов желудочно-кишечного тракта, специальной Пранаямой, ветрогонными травами.
Когда наступит баланс Тридоша – все, что Вы не сьедите – будет усваиваться нормально.
А сейчас -все, что не сьедите – может спровоцировать повышенное газообразование.
Во все блюда ( и в овощную пасту тоже) я добавляю все имеющиеся в доме специи (в огромных количествах). И еще помимо свежих овощей, заправленных тоже всеми специями – у нас на столе – стручки маринованого перца и т.д. И после еды – по ложке Трикату с водой или ложка перца горошком. И т.д.
Но Ваша смешанная с Питой конституция требует индивидуального подхода.
Так что, отдельного рецепта “Как уменьшить газообразования ” – нет.
Надо приводить в баланс Вату.
6 сентября 2011 г. в 2:13 -
Спасибо большое, и вы правы надо вату ставить на место. И ведь действительно, что ни съем -живот как шарик. От Вас я узнала много способов как вату привести в порядок, но может я что-то не совсем правильно делаю( мало опыта) и как я уже усвоила, на все нужно время, нет мгновенных результатов, это не антибиотики попить, терпение и еще раз терпение))
6 сентября 2011 г. в 2:22 -
Лина, ветрогонные травы, как я поняла, мне нужны охлаждающие( чтобы питу не повысить). И еще, можно ли их заваривать и пить? Т.е. эффект тот же что при готовке? и если я правильно понимаю употреблять их нужно во время ваты с 2до 6 дня?
6 сентября 2011 г. в 8:29 -
Оксана!
Вы – самый дотошный мой читатель:) Теперь Вы “добрались” и до трав.
Применение и приготовление составов из трав – это огромная часть аюреведы, довольно сложная.
Чтобы правильно подобрать составы, нужно знать качества и характеристики.
Единственное, что я могу Вам сказать (до того, как Вы начнете экспериментировать) – в смесях травы действуют лучше, чем поодиночке.
Виды приготовлений – отвары водяные, маслянные, молочные, прием в порошках.
6 сентября 2011 г. в 11:28 -
Лина, это не я, это у Вас судьба такая, людям помогать)По поводу отваров и настоев я уже осведомилась) Все остальное, как вы и советовали мне с самого начала, пусть мне пропишет доктор. Главное ничего лишнего не напиться пока жду ее из отпуска:) А Вам огромное спасибо, помогаете очень очень.
6 апреля 2012 г. в 2:43 -
Лина, здравствуйте! Вы пишите, что “излишнее газообразование в кишечнике – это высокая Вата.” , то есть Вата-дефицит В другом Вашем посте я читала, что газообразование является признаком Вата-закупорки. Так как определить, если у меня очень часто газообразование после еды, это Вата-дефицит или Вата-закупорка?
6 апреля 2012 г. в 8:42 -
“это высокая Вата, то есть Вата-дефицит” – это не «то есть» – это просто – высокая Вата.
Она может или просто находиться в большом количестве в организме или быть закупоренной.
А газы могут быть при нарушении одной из под-дош Ваты – в основном – Апана-Вайю и Самана-Вайю. При этом Пракрити (врожденная констуитуция ) и Викрити (текущее состояние) могут быть любые, отличные от Ваты.
UPD.
Излишнее газообразование – это признак нарушения пищеварения, наличия паразитов, грибковая инвазия.
4 января 2013 г. в 9:03 -
Добрый день, Лина.
В рекомендованных диетах на Вашем сайте я прочитал про употребление мяса людьми с различными дошами. Подскажите, каково принципиальное отношение Аюрведы к употреблению мяса\рыбы\птицы\яиц ? Насколько Аюрведа является является “сторонницей” или “противницей” вегетарианства ?
4 января 2013 г. в 12:17 -
Аюрведа не требует вегетарианства. Многие рецепты аюрведической кухни – мясные.
Некоторые состояния (типа Вата-дефицита) приводятся в порядок тяжёлой мясной диетой.
Это больше – из Аштанги ( 8 ступенчатой Йоги).
1-я ступень – Ахимса (ненасилие) – «Не убий, не причини вреда». Но законы Ахимсы не действуют, если причиняется вред своему организму (например – вегетарианством). Все остальное отметается, остаётся «Только не навреди себе».
Из моей личной практики – после 8 лет строгого вегетарианства (молочное я не употребляла, потому что терпеть его не могу, да и Капха), на очередном годовом осмотре (куда в Канаде всех женщин посылают) у меня обнаружили повышенный холестерин. Отчего? От моих листьев салата?
Доктор (индуска, занимается Йогой), сказала, что это – обычное дело. Организм не получает достаточного и начинает сбоить и вырабатывать что-то сам.
На фоне ухудшающегося состояния (пока только в бумажках анализов ) моя категоричность «я вегетарианка» резко пошла на убыль. Включила в рацион яйца, рыбу, морепродукты. Мясо я не ела и раньше.
При беседах часто возникает обсуждается «А почему я не ем именно определённые продукты? Кто-то сказал? И это – истина в последней инстанции?» и. т.д.
Известные Йоги и Гуру (многие) ели практически все, понимая, что Дух – важнее, и не обращали внимание на тело (поэтому многие уходили с Махасамадхи в молодом возрасте, с тяжёлыми болезнями).
Так что – «Йоги все вегетарианцы» – большой миф.
5 января 2013 г. в 1:11 -
Лина, а каково отношение Аюрведы к алкогольным напиткам ? В христианстве (и некоторых других релиниях), например, допускается употребление вина. Кришнаизм – категоричен в отношении алкоголя.
5 января 2013 г. в 9:32 -
Об алкогольных будет один из следующих постов – слишком часто спрашивают на консультциях.
Никаких догм и свода правил а Аюрведе нет, все является и лекарством и ядом, в зависимости от состояния и количества.
Часто путают религиозность (индуизм и многие его направления) с Йогой и Аюрведой.
Йога и Аюрведа – вне религии. Ее практикуют люди разных национальностей и конфессий.
Йога – это «Остановление волнения ума» (1-я Сутра основного труда «Йога-Сутра» Патанджали). Для остановки волнения ума не нужно принадлежать к определённой конфессии. А Аюрведа – медицинская сторона Йоги.
В Аюрведе используются лекарственные вина (травяные) – Асавы и Аришты.
К свежему соку (Аришта) или отвару (Асава) трав добавляют дрожжевую культуру, после чего смесь оставляют для брожения на несколько дней или месяцев. Иногда в неё добавляют различные специи — такие вина легче усваиваются и увеличивают Агни. С течением времени свойства вин не ухудшаются, а наоборот, улучшаются.
Это, конечно, не алкоголь в привычном понимании обычной жизни, принимаемый для наслаждения.
В Аюрведе указывается влияния алкоголя на Доши – крепкий алкоголь повышает Питту (и соответственно, ведёт к проблемам ЖКХ), пиво – продукт брожения и относится к тамасическим (как и все перекисшее-перебродившее). Самым лёгким по действию считается белое вино.
6 января 2013 г. в 4:11 -
Лина, меня очень заинтересовал ваш ответ. Не могли бы Вы пояснить выражение “уйти с Махасамадхи” и подсказать имена Йогов или Гуру, которые были вынуждены так сделать ?
6 января 2013 г. в 9:01 -
Махасамадхи — окончательный осознанный выход йога из тела. Просветлённый йог намеренно умирает во время своей последней практики. При этом его тело не разрушается, оставаясь в целости и сохранности длительное время.
Но они не «вынуждены были это сделать». Таков их Путь. Путь не простых смертных.
Простого человека – вынуждай-не вынуждай – ему так из жизни не уйти. Большинство из нас свято верят, что умереть можно только от болезней. A ушедшие в Махасамадхи – в то, что человек уходит, закончив свои дела Здесь.
О том, кто ушёл таким образом – Википедия, Янденс, Гугул. Короче – все известные просветлённые.
7 января 2013 г. в 5:33 -
А каков путь духовного развития для простых смертных ?
7 января 2013 г. в 13:58 -
А многим простым смертным и не надо духовно развиваться.
Путь был выбран раньше, до воплощения в это тело.
У большинства здесь – более простые задачи.
Для духовных практик должны быть открыты верхние чакры.
Большинство же населения живёт на нижних чакрах – выжить, прокормиться, удовлетворить сексуальные позывы.
Этот Путь – или он есть по Судьбе, или его нет.
Как в фильме «Матрица» : «Однажды возникает вопрос, и ты уже больше не можешь жить, не думая об этом».
У большинства же – если и смутно забрезжит вопрос, то там же вдалеке и останется. На нижних чакрах это не работает. А до открытия верхних чакр – путь далёкий.
Поэтому Просветлённые появляются изредка. Жар Птицы стаями не летают.
Хотя, если Душа томиться и чувствует, что ей мало этой, то конечно, не получается спокойно «наслаждаться простыми радостями».
Читайте, общайтесь с теми, кто начал раньше вас .
Тут конечно, опасность попасть в секту. Но это – быстро вычисляется – секта это или нет.
8 января 2013 г. в 1:05 -
А как же свобода выбора ? Кто выбирает “положено” духовно развиваться или нет ? Я считал, что это всё-таки персональный выбор и ответственность, Вы не согласны ?
8 января 2013 г. в 8:47 -
Душа наша сама и выбирала свой Путь перед воплощением – что ей здесь делать – идти ли по Духовному пути, или просто жить, пполучая кармические уроки.
Примерно так.
8 января 2013 г. в 9:00 -
7 апреля 2013 г. в 6:27 -
“Снятое молоко (совсем в небольших количествах, лучше с добавлением корицы и корицы)” – здесь, очевидно, какая-то ошибка.
2 мая 2013 г. в 20:11 -
получается,наша личность в настоящем воплощении пытается изменить обстоятельства,приносящие ей страдания,но если эти страдания выбрала душа в качестве пути в данном воплощении,но ничего не изменить? выходит некое раздвоение….
2 мая 2013 г. в 21:00 -
Увы, выходит! :)
19 июля 2013 г. в 9:44 -
Питте нельзя бананы и абрикосы но можно виноград вишни и апельсины?
19 июля 2013 г. в 12:35 -
Таких строгих правил “можно-нельзя” не существует.
Во всех восточных учения правило одно “Все может являться лекарством, или ядом – в зависимости от количества”.
29 июля 2013 г. в 0:56 -
Добрый день, милая Лина!
Не могу разобраться с кашами по Аюрведе – так полезны они на завтрак или лучше подходят для обеда?
В семье есть и Питты, и Капхи, все любят утреннюю кашу)), но противоречивая информация (дескать, злаковые с утра не могут перевариться и перетекают сразу в кишечник) смутила…
29 июля 2013 г. в 6:29 -
Информация разная по разным системам питания. Обсуждают и то, что полезны только цельно-зерновые каши (медленные углеводы), а большинство тех каш, которые употребляют, относятся к быстрым углеводам, которые быстро перевариваются и сразу переходя в глюкозу и жир.
По Аюрведе – каждой конституции – свои зерновые, так как энергетика разная. Например – у риса Холодная, и рис во всех странах – еда южных районов.
У пшеницы энергетика – Согревающая, и питаются ею более северные районы любой страны.
Также, по Аюрведе – Капхе вообще никаких каш не надо, тем более на завтрак. Завтрак Капхе вообще лучше пропустить.
Но по современным исследованиям якобы доказано, что большие перерывы между приемами пищи ведут еще к большему отложению запасов (организм в стрессе из-за отсутствия еды, вот и откладывает жир). Другие же современные исследования говорят об обратном – что в это время этот жир как раз расходуется.
Единого мнения нет.
Опять же – по Аюрведе, если Капхе каши не рекомендуются на завтрак, так как это и так время Капхи (с 6 до 10 утра), пищеварение замедленно, Агни (Огонь организма понижен) а есть хочется, то самое лучшее для нее – легкий завтрак – притушенные яблоки, лучше жесткие зеленые, присыпанные корицей. Сырые будут тяжелы. И уж точно не творог и не сыр, и не овсянка.
А вот в обед (с 10 до 14) Агни повышается и тяжелая пища перерабатывается лучше.
Да и в приведении организма к балансу Тридоша питание занимает одну часть.
Много чего еще нужно делать.
Одной диетой с повышенной Дошей не справиться.
4 февраля 2015 г. в 23:50 -
Лина, подскажите пожалуйста, как воздействует на доши пища, приготовленная в пароварке?
5 февраля 2015 г. в 6:59 -
Руслана,
Пищу нужно подбирать по совместимости с вашей викрити (текущей конституцией). И уже потом по способу приготовления, потому как свойства (нужные аюрведические вкусы, по которым и подбирается соответствующее питание) сильно меняться не будут в процессе приготовления. Меняться будет жирность — варите ли в воде, жарите ли на сковороде с маслом или запекаете в духовке без масла.
Пароварка чудесно подходит для приготовления здоровой пищи, особенно, когда готовите на семью с разными викрити. Капхе можно будет есть без всяких добавок, питте немного помаслить, а вате — помаслить много. Примерно такой принцип. Ну, и конечно же, добавить все нужные специи и пряности, подходящие каждой викрити.
18 апреля 2015 г. в 10:59 -
Лина! Огромное спасибо за Вашу работу,многое становится понятно,благодаря Вашему сайту.Я очень-очень начинающий в вопросах аюрведы,пока трудно систематизировать информацию.Мой тип,если я не ошибаюсь,Вата-Питта,чувствую себя так,как-будто обе доши в фазе крайнего обострения и не совсем понимаю какой диеты придерживаться,то, что понижает одну-противопоказано для другой.Буду очень благодарна Вашему совету. И ещё,хотелось бы узнать о зеленом чае-вреден или все же полезен? Спасибо.
18 апреля 2015 г. в 18:43 -
Элина,
“Я очень-очень начинающий в вопросах аюрведы” и “мой тип,если я не ошибаюсь,Вата-Питта” и “не совсем понимаю какой диеты придерживаться”
– если не ошибаетесь, то такой диеты – “вата-питта” и придерживайтесь (первой указывается более высокая доша). Берете список продуктов для ваты, потом список для питты и вычеркиваете противоречащие продукты, или отмечаете, что они должны присутсвовать в небольших или минимальных дозах.
Но еще раз повторю то, что повторяю почти на каждой странице – вы должны быть уверены в том , что делаете, и точно знать свою викрити (текущую конституцию).
“Я определил свою конституцию!”
Зеленый чай в аюрведе приветствуется, черный -нет.
4 июня 2016 г. в 6:53 -
как правило человеку, который работает и занят, некогда заморачиваться на еде. и уж тем более что-то с собой носить. это просто нереально.
4 июня 2016 г. в 8:21 -
Марина,
Многие не могут найти время, чтобы заняться своим здоровьем сейчас, и потом им приходится находить время, чтобы бегать по врачам и искать альтернативные методы выздоровления.
.
Те, кто не заморачивался на еде, в очередь стоят ко мне на консультацию. Большая часть обратившихся – именно с проблемами пищеварения. Это те, что работал и кому было некогда.
.
Иногда пишут “Была вынуждена уволиться с работы, так как состояние крайне плохое, врачи ничего не находят, буду действовать сама”. Так что пока не припечет – конечно, об правильной еде можно не думать :)
15 сентября 2016 г. в 7:11 -
Лина, у меня к вам такой осенний вопрос, ведь осень богата на урожай, по фруктам-овощам более-менее понятно, имеется ввиду в вашей статье наверное в сыром виде? В приготовленном виде овощи-фрукты имеют такое же влияние на доши?
Я очень люблю пироги, подскажите пожалуйста, как сдоба и тесто влияет на доши и пищеварение? Например, простенький морковный пирог или тыквенный или шарлотка с яблоками? Сильное ли в этом случае идет влияние на доши? Понятно, что я не съем весь пирог, но вот интересно, может ли быть такой пирог на пользу? Мне показалось, что по аюрведе про торты лучше вообще забыть, особенно с кремами, так хоть пироги-шарлотки оставить можно ли?)).
Кстати, про тыкву я не нашла информации, а из нее же хорошие полезные каши вроде бы делают, и крем-супы.
Правильно ли я понимаю: Вате можно пшеницу и морковь, значит, Вате морковный пирог будет хорошо? А Капхе лучше воздержаться от мучного совсем? Я так поняла, что мороженное можно Питам, а Капхам лучше воздержаться. Наверное сюда же пойдут желе и заливное, холодец… С обычными блюдами проще, а вот с десертами как-то сложно.
Ну или там булочки с корицей. Или печенье. Скажем, овсяное, или там кунжутное (видела рецепты на сайтах, овсяное с изюмом, например)
Или запеченый творог с июмом, или мармелад из яблок, и еще варенье-джемы.
Умоляю, подскажите, что лучше ставить на стол к чаю, ума не приложу, что приготовить полезное, чтобы без вреда было на праздники, ну и чтобы урожай не пропадал =)
Отдельный вопрос про компоты, узвары – с чем сочетать, можно ли со сдобой или печеньем?
Вопрос десертов остается открытым, что можете сказать по этому поводу?).
Единственное, что я поняла это ограничить (а то и вовсе исключить) сыроедение и мясо (кроме ваты, вродебы), гуляя по вашему блогу, мало гнастрономической информации, а ведь инетересно же питание, не вводящее нас в болезни =).
Благодарю Вас за ценную информацию, буду рада, если вы подскажете мне по десертам, да в интернете в принципе можно найти сами рецепты, но какое они оказывают влияние на доши не посвященному человеку не понять, а уберечь себя хочется хотя бы каким-то образом).
Что вы едите на праздники? Чем украшаете свой стол, когда приходят гости, чем угощаете Вы лично? Интересно =)
15 сентября 2016 г. в 22:02 -
Helen,
“В приготовленном виде овощи-фрукты имеют такое же влияние на доши?”
— да, характеристики меняются.
«Я очень люблю пироги, подскажите пожалуйста, как сдоба и тесто влияет на доши и пищеварение? Например, простенький морковный пирог или тыквенный или шарлотка с яблоками? Сильное ли в этом случае идет влияние на доши? Понятно, что я не съем весь пирог, но вот интересно, может ли быть такой пирог на пользу?»
— сдоба (а это почти всегда дьрожжевое тесто) хорошо переносится людьми с высоким агни (огнем пищеварения). При нарушении пищеварения все эти сдобы ведут к бурлению, повышенному газообразованию, хватает даже крохотнпго кусочка.
«Мне показалось, что по аюрведе про торты лучше вообще забыть, особенно с кремами»
— никакой пользы от этой еды нет, аюрведический вкус у этой сдобы – сладкий, а у нас в питании он и без того преобладает (сладкий випак), который усиливает капху и аму (токсины). Нам нужны остальные вкусы, которых в питании бывает мало, в особенности горький, острый, вяжущий.
Сладкий же вкус лучше брать из натуральных продуктов – фруктов, сухофруктов, а не из тортов с кремами, особенно промышленного производства. Что в эти торты добавили – известно одному производителю.
«так хоть пироги-шарлотки оставить можно ли?»
— да все можно, запретов особых нет. «Все является лекарством или ядом в зависимости от количества».
Или как в «Чарака Самхита» утверждается похожее «Нет ничего в природе, что с учетом времени, места и дозы, не являлось бы лекарством».
«Кстати, про тыкву я не нашла информации, а из нее же хорошие полезные каши вроде бы делают, и крем-супы…»
— вы имеете виду – не нашли про тыкву здесь, на сайте? Так тут много чего нет, сайт рекламный, задачи ставить сюда все существующее нет, весь интернет не перекопируешь.
«Правильно ли я понимаю: Вате можно пшеницу и морковь, значит, Вате морковный пирог будет хорошо? А Капхе лучше воздержаться от мучного совсем? Я так поняла, что мороженное можно Питам, а Капхам лучше воздержаться. Наверное сюда же пойдут желе и заливное, холодец… С обычными блюдами проще, а вот с десертами как-то сложно…»
— да, понимаете правильно. А десерты редко бывают аюрведически правильные. Причем по аюрведе десерты лучше есть первымы, что и делают в Индии – сначала сладкое, так как сладкий вкус самый тяжелый, трудноперевариваемый, и если его «положить сверху», в конце трапезы, то он собьет процесс усвоения других вкусов. Так что аюрведически привычное питание выросших на постсоветском пространстве – суп, второе, компот, десерт, а в праздники еще вначале и оливье с селедками под шубой никак не укладываются в аюрведический стиль. Поэтому все равно, если не следуете аюрведическим признаком, то можно есть, как учили родители. Если же понимаете, что это следование родительским советам не работает, тогда привычки нужно менять, и десерты тоже, и порядок их поедания.
«Ну или там булочки с корицей. Или печенье. Скажем, овсяное, или там кунжутное (видела рецепты на сайтах, овсяное с изюмом, например)
Или запеченый творог с июмом, или мармелад из яблок, и еще варенье-джемы»
— в разумных пределах все можно,особенно если позволяет конституция и пищеварение.
У меня муж вата, с идеальным пищеварением и я ему постоянно что-то пеку, он без хлеба плохо себя чувствует. Сама же к этому не притрагиваюсь, весы стоят на месте, и слаба Богу. А как только начну пробовать эти булочки, так потом мне нужно будет из бассейна не вылезать и целый день сгонять там вес.
«Умоляю, подскажите, что лучше ставить на стол к чаю, ума не приложу, что приготовить полезное, чтобы без вреда было на праздники, ну и чтобы урожай не пропадал – ) »
— я к чаю чаще всего ставлю только имбирную пасту, иногда какие-нибудь сухие крекеры, свежий (невыдержанный сыр), сухофрукты, которые делаю сама (в специальной сушке).
Вообще, я давно отвыкла от того чаепития, которое было (и наверное есть в России). Я помню, мы в Москве на работе раза 3 в день пили чай. Это часто заменяло еду – чай с бутербродами в любое время дня.
Ну и про отмечание праздников – мы в семье их не отмечаем. Никакие. Поэтому и раздумий – «Что подать к праздничному столу» у меня нет. У нас – каждый день праздник, а не когда назначило правительство (улыбка!).
«Отдельный вопрос про компоты, узвары – с чем сочетать, можно ли со сдобой или печеньем?»
— ну нет тут никаких рекомендаций, кроме здравого смысла, знания своей конституции и уверенности в том, что пищеварение правильное. Если пищеварение хорошее, агни высокий – ешьте и пейте что хотите. Хоть гвозди на обед подадут – такой организм все переварит.
Т.е. упор нужно делать на это, тогда и думать почти не будете, что сьесть, всего понемножку, в разумных пределах.
«Вопрос десертов остается открытым, что можете сказать по этому поводу?»
— к вышесказанному добавить нечего. Те десерты, которые большинство любят – бестолковые в смысле полезности. Но вкусные (для некоторых). Если же говорит с точки зрения аюрведы, то тут учитываются аюрведические вкусы, а не кулинарные. Так что приходится выбирать – что вам важнее. Я, например, уже много лет обхожусь без всяких десертов. Поела, выпила чай с имбирем, никаких десертов мне не надо. Ну, может раза 3 за год сем небольшой кусочек.
«Единственное, что я поняла это ограничить (а то и вовсе исключить) сыроедение и мясо (кроме ваты, вроде бы), гуляя по вашему блогу, мало гастрономической информации, а ведь интересно же питание, не вводящее нас в болезни =)»
— блог рекламный, никакой задачи лечить и все рассказывать здесь у меня нет, этим я занимаюсь на личных консультациях. Ну, и гастрономические посты тоже некогда, да и неохота писать, мне это давно не интересно. В молодости я была знатной кулинаркой, но это все сошло на нет. Еда мне неинтересна. Ее значение в нашей жизни сильно преувеличено. Тяга ко многим вкусам хорошо обьясняется психологами. И дисбалансом дош. А когда в организме баланс – ни на что особое не тянет.
«Благодарю Вас за ценную информацию, буду рада, если вы подскажете мне по десертам, да в интернете в принципе можно найти сами рецепты, но какое они оказывают влияние на доши не посвященному человеку не понять, а уберечь себя хочется хотя бы каким-то образом»
— да не ешьте в больших количествах эти десерты, вот и убережетесь. Все просто!.
«Что вы едите на праздники? Чем украшаете свой стол, когда приходят гости, чем угощаете Вы лично? Интересно =) »
— выше я уже написала – моя семья праздники не отмечает. В иммиграции все меняется, то, что праздновали в Росии больше 20 лет назад – здесь это смешно праздновать – ну какое тут 1-е и 9-е мая? Новый год тут тоже не празднуют. Вообще. Только Рождество 25 декабря.
День рождения – он у меня каждый день. Проснулась – жива, здорова – вот и рождение.
Подарки давно не дарим ни друг другу и ни от кого не принимаем, и с близкими друзьями не обмениваемся. Дома все в вычищены от хлама, ничего в дом мне не нужно, духами не только я не пользуюсь, но и почти никто, в Канаде почти везде «perfume free environment» во многих местах висят таблички-предупреждения (вдруг у кого аллергия), кофточки я выбираю сама, сумочки не ношу. Очень простая и легкая жизнь, как в притче про мудреца, идущего по рынку с учениками. Подходит он ко всяким продающимся вещам и говорит «Как хорошо!» и идет к следующему «Как хорошо!». Ученики его спрашивают «Учитель, что хорошо-то? Ты же ничего не купил?» – «Хорошо, что и без этого можно обойтись, и без этого тоже!».
Ну и еще про праздники. Местных канадских праздников много, но это просто «День семьи», «День труда» – в основном одно название, чтобы только не работать, а отдыхать. Никаких застолий по этому поводу не устраивается, ну за исключением Дня благодарения и Рождества. Зато все лето тусят просто так, пользуясь хорошей погодой – всякие пикники, барбекью – без повода, просто пообщаться.
Гости ко мне почти не ходят, мне некогда целый день готовить и потом убирать, да еще сидеть с ними целый день. Тут многие предпочитают встречаться где-нибудь в кафе, в баре, в ресторане. Рестораны тут простые в большинстве случаев – в них только едят, никаких вечерних платьев, музыки, можно посидеть, тихо поговорить. В любой момент можно сослаться на дела и уйти. А из дома некоторых гостей не так просто выпроводить.
Есть конечно и банкетные залы, но это для особых торжеств). Так что этого вопроса – отмечания праздников, встреча гостей и их угощения у меня нет. Все очень просто. :)
Гости в доме бывают крайне редко, только те, с кем нам комфортно, они едят то же самое, что и мы – самое простое.
29 августа 2017 г. в 6:32 -
Добрый день! Лина. Я пытаюсь набрать вес, имею проблемы с пищеварением и поджелудочной.
Аюрведический врач мне посоветовал кушать сладкое перед едой.
В целом, дело обстоит так, на ночь пью козье молоко с топлёным маслом и корицей, утром ем пару фиников с топлёным маслом, а после уже банан с медом. Затем ем овсянку.
Есть стараюсь три раза в день, а пить не раньше чем через 2 часа после еды.
В обед ем в таком порядке: финики с топленым маслом, овощное смузи, мясные котлетки, кисло-остро-сладкое рагу. Правелен ли порядок с точки зрения аюрведы?
Очень люблю горький шоколад. Не знаю в какое время его лучше употреблять?
В плане набора веса посоветуете что нибудь?
Страдаю утомляемостью.
29 августа 2017 г. в 9:52 -
Feodor,
Господи, ну я то вам зачем нужна после аюрведического доктора?
Я же только консультант по здоровому образу жизни. Раз вам доктор прописал, то и следуйте его рекомендациям.
Мне кажется, что финики со смузи лучше не смешивать, так как толку от такого сочетания мало. Такими смузи очень хороши для промывки ЖКТ с утра, очищения кожи, лимфы, хорошего опорожнения. Промоешь- потом все остальное можно есть.
Но длительное применение холодных смузи (и по температуре и по энергетике) в холодное время года людям с низким весом (а это всегда высокая вата, или вата-дефицит) не рекомендовано – снижается агни (огонь пищеварения) и просто реально становится холодно.
При низком весе врач обычно прописывает тяжелую масляно-мясную диету, тяжелые тоники, без которых набора веса на одних продуктах не достичь. Краткое описание некоторых тяжелых препаратов есть на сайте:
«Шатавари»
«Чаванпраш»
«Солодка»
В интернете вы можете найти информацию и о других тониках.
Полезны процедуры шаманы с применением тяжелого кунжутного масла.
Нужно помнить, что тоники применяются в состоянии нирама (без токсинов), без паразитов и грибков. Иначе тоники только увеличат указанное.
«Очень люблю горький шоколад»
–// при переходе к здоровому образу жизни нужно потихоньку забывать эти «очень люблю …». Обычно такие «любови» к какому-то продукту, вкусу сигнализируют о неполадках. Например, тяга к сладкому бывает при грибковой инвазии. При очищенном организме, при балансе трех дош сильно ни на что не тянет, становится все равно – что нибудь сьел и ладно. Но силой воли эту тягу не побороть. Она должна уйти сама по мере балансирования.
«Страдаю утомляемостью».
–// При проблемах веса почти всегда подозревается вата-дефицит, при котором всегда низкий оджас (жизненные силы).
Таким людям всегда нужен длительный отдых, по возможности дневной сон (который запрещен остальным).
10 октября 2019 г. в 6:19 -
Здравствуйте, Лина!
Открыла для себя масло Аргановое. И для кожи, и для кухни). Вот только не могу определиться с его вкусом с позиций аюрведы. Я может ошибаюсь, но оно мне кажется очень ‘теплым’, т е лучше для Ватты, чем для Питты).
Спасибо!
10 октября 2019 г. в 8:54 -
Анна,
Информации с точки зрения аюрведе об аргановом масле (морокканском масле, как его еще называют) очень мало, так как оно попало в поле зрения не так давно, и до последнего времени оставалось малоизвестным вне территории произрастания этого дерева (произрастает только в юго-западной части Марокко). Так что аюрведисты его не очень изучали, а остальные пользователи просто знают из практики, что это очень хорошее масло для косметических целей и для использования в кулинарии.
Мне удалось найти в сети только одного аюрведического специалиста, который написал, что лучше всего арганово масло рекомендуется для лечения кожных проблем – разные воспаление кожи, фурункулы, прыщи, разные высыпания, пятна (типа лишайных), микробные инфекции. Эти проблемы чаще всего бывают при повышенной питта доше (огне организма).
Как и все масла, аргановое масло хорошо действует на повышенную вата дошу (ветер организма) — убирает сухость, шелушение кожи, разглаживает морщины. Понижая сухость (один из основных показателей высокой вата доши), аргановое масло хорошо помогает в борьбе с запорами, понижает беспокойство.
Так что я не могу точно ответить на вопрос о каких-то особенных свойствах и влияния на доши аргановаго маслa, этой информации нет (по крайней мере, на поверхности).
Из того, что удалось вычислить — аргановое масло хорошо при высокой вата доше (как почти и все масла), и при высокой питта доше, так как у него хорошее анти-воспалительное действие (анти-питта).
Если кому есть что добавить именно по аюрведическим характеристика, пожалуйста, добавьте. Я буду благодарна.
11 июля 2020 г. в 12:00 -
а почему Вате нельзя свинину и говядину? вроде мясо самое мясное из всего мяса и тяжёлое – странно
12 июля 2020 г. в 6:18 -
Алексей
Этот пост написан почти 11 лет назад и конечно же нуждается в разных добавлениях. Времени на это (дополнение давних постов) нет, увы, но кое-что добавлю.
На вопрос «Почему?» специалисты обычно отвечают «Потому!» Потому что так написано в древних трактатах, где собраны вековые наблюдения, которым рекомендуется верить. Но верить древним трактатам Индиои нужно с оговорками сегодняшней действительности.
Аюрведа, описывая красное мясо животных, таких говядина, свинина и т. д. упоминает, что они очень питательны с точки зрения увеличения мышечной массы, увеличения силы и выносливости и т. д. Но все-таки красное мясо занесено в список продуктов питания, который не следует потребляется регулярно или следует избегать. Почему?
Свинина в аюрведе считается худшим мясом. Хотя оговаривается, что употребление свинины увеличивает силу, сперму, вес (который зачастую низок при высокой вата-доше), но из-за высокого содержания жира, затрудняющего переверивание (у вата доши пищеварение зачастую слабое, агни (огонь пищеварения) невысок) и не дающего правильного усвоения другим полезным веществам из пищи, свинина считается худшим мясом для здоровья.
В добавок свинина находится в гуне тамаса, обладает тяжелой липкой энергетикой. Аюрведа советует готовить свинину особым образом (с правильными специями, убирающими тамас), и рекомендует включать свинину в свой рацион изредка.
В результате чрезмерного употребления мяса возникают мышечные опухоли и рак
(Аштанга Хридаям, Уттарастхана, 29; Бхава Пракаша, Мадхья Кханда, III.44.22-23, Мадхава Нидана, XXXVIII.22-23).
К тяжелым видам мяса относится также говядина, конина. Вот что написано в Аштанга хридаям, Сутрастхана, 8.49-44 (только о мясе):
«Не рекомендуются к регулярному потреблению:…мясо истошенных животных, высущенное мясо, свинина, говядина, баранина, буйволятина .
Лучшее мясо для вата доши – козлятина. Козлятина наиболее совместима с тканями человека. Это единственный вид красного мяса, который аюрведа допускает на регулярной основе или в качестве лечебного рациона при высокой вата доше или вата дефиците (лучше всего ввиде наваристого супа). Козлятина укрепляет, тонизируют организм, и это хорошо для людей с высокой вата дошей и для тяжелых состояний с низким весом (вата-дефицитом).
(Аштанга Хридаям, Сутрастхана, VI.63-64).
Козлятина также не приводит к появлению маласов или шлаков в организме
(Чарака Самхита, Сутрастхана, XXVII. 61).
Баранина немного хуже козлятины , но тоже является лекарством во многих случаях. Аштанга Хридая советует суп из баранины с пиппали (длинный перец), сухим имбирем гранатом и амалаки (индийский крыжовник, составляющая трипхалы). Суп подают с гхи , он считается лечебным при разных болезнях высокой вата доши (особенно при трудноизлечимом туберкулезе).
Также лучшим из мясных блюд для вата доши является наваристый бульон из курицы или индейки, хотя упоминается, что и остальные перечисленные выше тяжелые (и якобы вредные) сорта мяса иногда требуется для заземления вата доши и борьбы с вата дефицитом.
Мясо увеличивает мышечную массу (подобное увеличивается подобным). Чарака говорит, что никакая другая пища не превосходит мясо, производя питательные эффекты в организме.
Ну вот вроде и все, что можно добавить о мясе.
Вот еще пост о мясе: «Ведическая кулинария. Мясо».
13 июля 2020 г. в 7:47 -
ок спс
«В результате чрезмерного употребления мяса возникают мышечные опухоли и рак»
– это касается всего мяса в том числе курицы и рыбы или только свинины и говядины?
и ещё вопросик на счёт арахиса – почему то тоже его вате нельзя – вроде жирный и тяжёлый и странно что не рекомендуется – просто хотел сделать арахисовую пасту слегка подсоленную и подслащенную чтобы намазывать бутерброды с чаем – да и многие атлеты вроде рекомендуют арахисовую пасту для набора веса
13 июля 2020 г. в 11:35 -
Алексей,
По поводу мяса — к тому , что написано в трактатах, добавить нечего, увы! Ко всему ли мясу это относится или только к говядине и свинине — неизвестно.
Об арахисе (который не является орехом – это бобовая культура) – aрахис не рекомендуется в аюрведе, кроме малых доз, принимаемых изредка. Арахис трудно переваривается и может вызвать вялость и вялость тела и ума.
Одно из свойств арахиса – рукша гуна (свойство высушивания ткани), что не подходит для высокой вата доше, которой нужно насыщать ткани, а не высушивать. Эти орехи ( бобы) уменьшают жировые ткани, что помогает капха в потере веса. Из орехов арахис является лучшим в борьбе с ожирением. Прием же присоленого арахиса может дать набор веса, но это происходит, скорее всего, за счет задержки воды солью.
В общем, большинство современных специалистов аюрведы сходятся на мнении, что при высокой вата доше арахис не полезен.
А вот что написано в древнних источниках (Сваямкрити):
[Бобы арахиса] придают сил, способствуют набору массы тела;
сладкие;
очень тяжёлые [в усвоении],
способствуют запорам с метеоризмом ( и как следствие увеличивают вату) ,
очень долго и плохо перевариваются;
сильно увеличивают капху и […]
(Шалиграма-нигханту):
[Бобы] арахиса сладкие, жирные;
увеличивают вату (вызывая метеоризм)
а также капху;
способствуют сухому стулу и запорам.
Масло из них обладает теми же свойствами
Т.е. 2 последних изреченния говорят о повышени вата доши,но и упоминают и о противоположном действии – наборе веса (увеличение капхи).
Такие противоречия разных источников встречаются довольно часто, авторы (и древние тоже) не могут (не могли) прийти к единному мнению.
Остается руководствоваться здравым смыслом и употреблять арахис иногда в небольших дозах. Как впрочем, и любые продукты питания – «Все является лекарством или ядом в зависимости от дозы, места, времени применния и исходного состояния».
15 июля 2020 г. в 7:58 -
ну а вообще для ваты, чтобы она не увеличивалась, мясное обязательно есть каждый день? а то я ем курицу или рыбу 2-3 раза в неделю или этого мало для ваты?
15 июля 2020 г. в 11:39 -
Алексей,
Трудно сказать, как часто при высокой вата доше нужно употреблять мясо. Нужно смотреть поп состоянию. Если состояние близко к вата-дефициту, то долго должно быть чуть ли не постоянное тяжелое масляно-мясное питание ( и все остальное при вата дефиците). Здесь «Подобное будет увелививаться подобным» – дефицит мышечной, жировой ткани, жидкостей организма будет восполняться этим тяжелым мясным питанием.
Если состоояние двудошное – вата-питта или вата-капха, или тридоша дисбаланс — тут тоже нужно корректировать в соответствии с ними.
Мяса можно включать поменьше, если включать больше тяжелых масел, типа кунжутного, балансирующего три доши гхи и тяжелого маша (уран дал), о нем подробно написано в конце поста о кичари.
26 июля 2020 г. в 13:01 -
Добрый вечер!
Лина, можно уточнить?
В статье написано, что для Ваты листовые овощи типа салата слишком лёгкие.
Все лето старался есть салаты, руколу, листья лопуха и одуванчика. Подумал, при такой жаре (38-40) это как раз нормально.
Но вот появилось головокружение. Лягу на подушку и все поплыло!!
Как-то могло это питание повлиять на головокружение?
26 июля 2020 г. в 14:16 -
Константин,
Если у вас вата-викрити, то перечисленное вами может быть слишком легким питанием, несмотря на жару.
Но ваше состояние можно обьяснить еще десятками причин, ну например, то же жарой. При такой температуре у кого хочешь поплывет. Это то, что лежит на поверхности. Иногда у всех что нибудь бывает необьяснимое. Наш организм — сложная машина, и где у нее заклинит — никто не знает.
Если головокружения будут продолжаться и дальше, при более низкой температуре, то тогда нужно будет задуматься и искать причину. Но происходящее в экстремальных условиях не считается за нарушение.